Романтическая, классическая, «пуховка»: как изменились балетные пачки за 200 лет

Балетная пачка является символом балерины и неотъемлемой деталью ее сценического образа. Представить без нее балет абсолютно невозможно. За почти 200 лет она сильно изменилась, и современная пачка мало похожа на первую. Как они эволюционировали за два столетия, рассказываем в нашем материале
Теги:

Романтическая пачка

Мария Тальони
Мария Тальони
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1832 году в Париже состоялась премьера балета «Сильфида» с балериной Марией Тальони в главной роли. Эта работа положила начало романтической эпохе балета, а платье Тальони с белым лифом и юбкой в форме колокола стало образцом костюма для балерины.

Тогда их делали из хлопчатобумажного муслина и марли, которые раньше были доступны только в Индии, но затем стали производиться в Северной и Южной Америке. Их начали ткать на британских фабриках. На рубеже XIX века был также изобретен ткацкий станок, на котором можно было сделать тюлевую сетку – до этого ее изготавливали вручную.

В эволюции пачки сыграл заметную роль и технический прогресс в театре. В конце XVIII века сцена и зрительный зал освещались свечами, а балетные костюмы были сшиты из плотного шелка, прошиты металлической нитью и украшены блестками и пайетками, которые сверкали в мерцающем свете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К началу XIX века появилось более яркое газовое освещение, которое создавало совсем другой эффект. В этом свете пачки сияли ярко-белым цветом. Однако сочетание более легких тканей и газового освещение было небезопасным. Многие балерины погибли, когда их пачки вспыхивали. Самой знаменитой из них была протеже Тальони Эмма Ливри, чей костюм загорелся во время репетиции.

Классическая пачка

Карлотта Брианца
Карлотта Брианца
Legion-Media

К концу XIX века балет продолжал меняться, как и балетная пачка. Для удобства работы на пуантах пачка стала заметно короче. Теперь ее длина была чуть выше колена, форма стала более четкой, а на корсете появился сложный декор.

«Русские сезоны» Дягилева

Тамара Карсавина
Тамара Карсавина
Legion-Media

На рубеже XX века пачка стала сценическим костюмом любой балерины — вне зависимости от того, играла ли она роль принцессы или цыганки. Однако с появлением «Русских сезонов» Дягилева произошли изменения. На премьере балета «Жар-птица» в 1910 году Тамара Карсавина появилась на сцене в брюках с перьями и тунике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1921 году «Русские сезоны» возродили «Спящую красавицу», переименовав ее в «Спящую принцессу». Пачки вновь отдали дань моде — теперь они стали с заниженной талией и пластиной, выпирающей на бедрах.

Пачки середины XX века

Алисия Маркова
Алисия Маркова
Legion-Media

В 1930-х и 1940-х годах появились более короткие пачки с узнаваемым лифом, баской (участок между лифом и юбкой) и пластиной. Пачка теперь часто укреплялась металлическим обручем, чтобы сохранить форму и внешний вид более коротких и высоких пачек. Это были предшественницы той пачки, что мы сегодня знаем как блинную.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Блинная пачка поддерживается проволочным обручем, встроенным в ее слои. Она короткая и жесткая. Внешне она похожа на блин – отсюда и название.

Барбара Каринска и пачка «пуховка»

Галина Уланова
Галина Уланова
Legion-Media

В конце 1940-х хореограф Джордж Бланчин захотел, чтобы зрители видели движения танцовщицы, не стесненной большой пачкой с обручем. Чтобы решить эту проблему, художница по костюмам Барбара Каринска создала пачку «пуховка». Пачка была меньше, короче и легче. В ней было шесть-семь слоев сетки и не было обруча.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каринска начала шить балетные пачки в 1930-х, и одним из ее нововведений было введение косой (разрезанной поперек ткани) боковой части лифа, что обеспечивало как свободу движения, так и плотную посадку.

К 1960-м пачка стала еще короче.

Игра с формой и стилем

Балет The Vertiginous Thrill of Exactitude.
Балет The Vertiginous Thrill of Exactitude.
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На протяжении многих лет дизайнеры и хореографы играли с дизайном и формой этой части костюма. В 1996 году Стивен Галлоуэй разработал ставшие культовыми дискообразные пачки для балета Уильяма Форсайта The Vertiginous Thrill of Exactitude.

Эпидемия коронавируса тоже повлияла на дизайн балетной пачки. Так, Национальный балет Нидерландов создал пачку, которая позволяет держать социальную дистанцию. Это костюм с диаметром в три метра сделан из джинсовой ткани.

Сейчас стоимость одной балетной пачки может доходить до 10 тысяч долларов, а на ее создание может уйти несколько дней. Балерины обращаются с ними крайне бережно и лишний раз даже не трогают их руками, чтобы не испачкать. Но если соблюдать все правила и быть предельно аккуратными, пачка может прослужить очень долго — хватит едва ли не на всю карьеру.