Романтическая, классическая, «пуховка»: как изменились балетные пачки за 200 лет
Романтическая пачка
В 1832 году в Париже состоялась премьера балета «Сильфида» с балериной Марией Тальони в главной роли. Эта работа положила начало романтической эпохе балета, а платье Тальони с белым лифом и юбкой в форме колокола стало образцом костюма для балерины.
Тогда их делали из хлопчатобумажного муслина и марли, которые раньше были доступны только в Индии, но затем стали производиться в Северной и Южной Америке. Их начали ткать на британских фабриках. На рубеже XIX века был также изобретен ткацкий станок, на котором можно было сделать тюлевую сетку – до этого ее изготавливали вручную.
В эволюции пачки сыграл заметную роль и технический прогресс в театре. В конце XVIII века сцена и зрительный зал освещались свечами, а балетные костюмы были сшиты из плотного шелка, прошиты металлической нитью и украшены блестками и пайетками, которые сверкали в мерцающем свете.
К началу XIX века появилось более яркое газовое освещение, которое создавало совсем другой эффект. В этом свете пачки сияли ярко-белым цветом. Однако сочетание более легких тканей и газового освещение было небезопасным. Многие балерины погибли, когда их пачки вспыхивали. Самой знаменитой из них была протеже Тальони Эмма Ливри, чей костюм загорелся во время репетиции.
Классическая пачка
К концу XIX века балет продолжал меняться, как и балетная пачка. Для удобства работы на пуантах пачка стала заметно короче. Теперь ее длина была чуть выше колена, форма стала более четкой, а на корсете появился сложный декор.
«Русские сезоны» Дягилева
На рубеже XX века пачка стала сценическим костюмом любой балерины — вне зависимости от того, играла ли она роль принцессы или цыганки. Однако с появлением «Русских сезонов» Дягилева произошли изменения. На премьере балета «Жар-птица» в 1910 году Тамара Карсавина появилась на сцене в брюках с перьями и тунике.
В 1921 году «Русские сезоны» возродили «Спящую красавицу», переименовав ее в «Спящую принцессу». Пачки вновь отдали дань моде — теперь они стали с заниженной талией и пластиной, выпирающей на бедрах.
Пачки середины XX века
В 1930-х и 1940-х годах появились более короткие пачки с узнаваемым лифом, баской (участок между лифом и юбкой) и пластиной. Пачка теперь часто укреплялась металлическим обручем, чтобы сохранить форму и внешний вид более коротких и высоких пачек. Это были предшественницы той пачки, что мы сегодня знаем как блинную.
Блинная пачка поддерживается проволочным обручем, встроенным в ее слои. Она короткая и жесткая. Внешне она похожа на блин – отсюда и название.
Барбара Каринска и пачка «пуховка»
В конце 1940-х хореограф Джордж Бланчин захотел, чтобы зрители видели движения танцовщицы, не стесненной большой пачкой с обручем. Чтобы решить эту проблему, художница по костюмам Барбара Каринска создала пачку «пуховка». Пачка была меньше, короче и легче. В ней было шесть-семь слоев сетки и не было обруча.
Каринска начала шить балетные пачки в 1930-х, и одним из ее нововведений было введение косой (разрезанной поперек ткани) боковой части лифа, что обеспечивало как свободу движения, так и плотную посадку.
К 1960-м пачка стала еще короче.
Игра с формой и стилем
На протяжении многих лет дизайнеры и хореографы играли с дизайном и формой этой части костюма. В 1996 году Стивен Галлоуэй разработал ставшие культовыми дискообразные пачки для балета Уильяма Форсайта The Vertiginous Thrill of Exactitude.
Эпидемия коронавируса тоже повлияла на дизайн балетной пачки. Так, Национальный балет Нидерландов создал пачку, которая позволяет держать социальную дистанцию. Это костюм с диаметром в три метра сделан из джинсовой ткани.
Сейчас стоимость одной балетной пачки может доходить до 10 тысяч долларов, а на ее создание может уйти несколько дней. Балерины обращаются с ними крайне бережно и лишний раз даже не трогают их руками, чтобы не испачкать. Но если соблюдать все правила и быть предельно аккуратными, пачка может прослужить очень долго — хватит едва ли не на всю карьеру.