С чего началось современное искусство и почему оно может казаться некрасивым

Разбираемся вместе с экспертом

Мир современного искусства объемен и многогранен. И разобраться в нем сложнее, чем в искусстве эпохи Возрождения. Начать предлагаем с вопросов, которыми наверняка задавался любой, кто только-только решился изучить тему. А поможет нам в этом художник-концептуалист Евгений Гриневич, ведь больше всего экспертизы обычно у тех людей, которые находятся внутри сферы, о которой идет речь.

ЕвгенийГриневич
Художник-концептуалист, декоратор интерьеров и основатель дизайн-бюро UfO Design

«Что такое современное искусство?» — очень странный вопрос, который отдаленно напоминает разговоры о единорогах или снежном человеке. Все верят, что они существуют, но никто не видел их своими глазами. То же касается и современного искусства — даже именитые искусствоведы не всегда могут договориться об определении и времени его появления. Что считать начальной точкой современного искусства, из чего оно произошло и из чего состоит?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если мы попробуем обратиться к Википедии, то узнаем, что понятие современного искусства появилось в 1980-х благодаря Розалинде Краусс (американский искусствовед, критик совриска — прим. ред.). Она определяла его как искусство, которое берет свое начало после Второй мировой войны. Но тут важно понимать, что американцы ввели понятие, которое было удобно для них. На самом деле, все немного сложнее, но давайте по порядку.

Говоря, что существует совриск, мы можем условно разделить все искусство на две части: классическое искусство это то, что нам привычно: картина «Утро в сосновом лесу», которую все помнят по оберткам конфет, это «Мона Лиза», это Ван Гог. Хотя последний являлся новатором, и Щукин, например считал, что Ван Гога стоит относить уже к новому направлению, но тем не менее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Утро в сосновом лесу»
«Утро в сосновом лесу»
Legion-Media

И существует искусство современное. Это все, что условно мы можем назвать несюжетным или непонятным. Если вы попробуете проследить, когда именно появляются такие произведения, то поймете, что черту между классическим искусством и современным на самом деле провела Первая мировая война. Почему это произошло?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все дело в технологическом развитии. Первой предпосылкой к формированию современного искусства стало появление фотографии и кинематографа. Из-за них то, что называется традиционной живописью стало постепенно претерпевать изменения. Художники поняли, что по сюжетности, зрелищности, и по реалистичности они не могут соревноваться с фотографией. Тогда они решили — раз мы не выдерживаем конкуренцию, давайте придумывать что-то новое. Собственно говоря, этим и знаменит «Черный квадрат» Малевича, который входит в список наиболее влиятельных произведений современного искусства. Напомню, что «Черный супрематический квадрат» был написан в 1915 году — задолго до тех дат, которые называет Розалинда Краусс. Таким образом у нас есть первое доказательство того, что на самом деле современное искусство появилось раньше — и свое начало оно берет в Европе и в России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Черный супрематический квадрат»
«Черный супрематический квадрат»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем знаменит «Черный квадрат» Малевича и последующие работы, которые являются его продолжателями — например, Пикассо в его многообразии форм кубизма или Кандинский. То, что именно с его помощью художники словно провозгласили: «Неважно, что ты рисуешь, важно какую мысль ты закладываешь в это произведение искусства». Это был их способ уйти от конкуренции с фотографией и кинематографом. И тут появляется манипуляция, как в сказке про голого короля, — вы глупы, если у вас не хватает знаний или насмотренности и опыта, чтобы разбираться в современном искусстве. Поэтому и говорят, что совриск — высокоинтеллектуальное хобби.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так началось развитие и, конечно, следом за Малевичем, за Пикассо, за Кандинским, который творил и в России и, переехав в Германию, в школе Баухаус, появились художники новой волны, в основном французы, появился знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана. Все это стало отправной точкой. Здесь наметился тонкий переход, и чтобы разобраться в этой теме, важно поговорить о самой культовой персоне, которая развивала совриск в Европе — это Пегги Гуггенхайм.

Пегги Гуггенхайм
Пегги Гуггенхайм
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наследница двух семей американских магнатов, девушка, которая бросила все и уехала в Париж как раз таки в период между Первой и Второй мировой войной. Там она стала, как сейчас бы сказали, частью арт-тусовки. Именно она уже после Второй Мировой войны раскрывает идеи Поллока. И это как раз становится периодом формирования новейшего искусства (1920-1940 гг.), который оказался крайне суматошным. В это же время появляется принципиально новая литература — в Германии это Эрих Мария Ремарк, а у нас — Евгений Замятин и Владимир Маяковский. Имя последнего, к слову, тесно связано и с плакатной живописью. Появляются афиши, которые не являются классическими, — здесь стоит вспомнить потрясающие шедевры ар-деко были потрясающие шедевры Романа Тыртова, который уезжает во Францию и становится больше известен как Эрте. Нельзя забывать о наследниках Дягилевских сезонов. Это и наследники Дягилевских сезонов, это безусловно. Например, Лев Бакст, который тоже творил уже не классические, а ар-декошные произведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Древний ужас», Лев Бакст
«Древний ужас», Лев Бакст
Legion-Media

Постепенно главенствующим лейтмотивом мира искусства становится закрепляющаяся в то время идея о том, что мысль не имеет формы. И поэтому сейчас, возвращаясь к теме современного искусства, мы понимаем его как многообразие форм, например, художественный концептуализм. Он был определен Джозефом Кошутом в его знаменитой инсталляции «Один и три стула», где художник показывает реальный стул, фотографию стула и описание стула, но мы понимаем, что речь идет об одном и том же.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так вот, самой главное в мысли — четкость ее изложения и понятность. Поэтому помните, что искусство должно «разговаривать», а вот мысль может преображаться. Так что, когда мы задаем вопрос «почему современное искусство не всегда красивое», то можем получить простой ответ. В классическом искусстве все «красиво» — классические романы про любовь, побеждающую все, про прекрасных рыцарей. Но в XX веке над людьми нависают совершенно другие темы — общество перестает провозглашать культ красоты и начинает заниматься исследованием таких тем, как насилие, загрязнение океана и идеи войны. Вспомните, например, «Гернику» Пабло Пикассо о бомбардировке Герники.

«Герника», Пабло Пикассо
«Герника», Пабло Пикассо
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда реальность становится чудовищной, это отражается в искусстве. Художники идут путем исследователей. Работы Баски, например, до боли похожи на «подъездную живопись». Сейчас это может казаться странным, но все упомянутые выше художники стали главными новаторами в изучении своих тем. Само искусство из плоскости постепенно обретает новые формы, например, перфоманс — его родоначальником является Марина Абрамович с ее знаменитыми «Ритм 0» и «В присутствии художника». А также появляется тотальная инсталляция, представителем которого являюсь и я. К слову, понятие тотальной инсталляции ввел наш соотечественник Илья Кабаков — самый дорогой художник современной России, он умер в мае 2023 года. В этой форме продолжает творить известный и маститый Ансельм Кифер. С ней же было связано творчество Кристиана Болтански, который скончался в 2021 году.

«Ритм 0»
«Ритм 0»
Legion-Media