Самое изысканное безумие: «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы показали в Каннах

Вечером в четверг на Каннском кинофестивале состоялась долгожданная премьера нового фильма культового режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. И теперь мы ждем, когда картину покажут в России.

«Мегалополис» — один из самых ожидаемых фильмов года и основной фаворит нынешнего Каннского фестиваля. Изучая рецензии многочисленных критиков, мы начинаем сомневаться, что у остальных режиссеров вообще есть какие-то шансы на текущем киносмотре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мегалополис»
«Мегалополис»
Кадр из фильма

Напомним, что «Мегалополис» — проект мечты Фрэнсиса Форда Копполы. Замысел фильма появился у него после съемок картины «Апокалипсис сегодня» в 1979 году — и с того самого момента режиссер вынашивал идею и оберегал ее как собственного ребенка. Вероятно, именно из-за того, что «Мегалополис» долго был «в проекте», в нем остались следы всего творческого пути Фрэнсиса. Критики рассмотрели и приемы из «Крестного отца», и уловки из картины «Такер: Человек и его мечта». Но при этом «Мегалополис» явно старше нынешней эпохи. Со стороны может показаться, что зритель смотрит на ленту, которую вместе снимали умудренный опытом дедушка и его непоседливый внук, потерявшийся во всех возможностях мира перед ним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фрэнсис Форд Коппола с актерами
Фрэнсис Форд Коппола с актерами
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинокритик Vulture отмечает: «В "Мегалополисе" нет ничего, что было бы похоже на обычный фильм. У него своя логика, ритм и разговорный язык. Персонажи говорят архаизмами, вплетая в свою речь осколки Шекспира и Овидия, а иногда и настоящую латынь. Некоторые герои используют рифму, другие — возвышенную прозу. В один момент герой Адама Драйвера исполняет весь монолог из "Гамлета". И никто не понимает, почему. Но это звучит хорошо».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом в фильме раскрыто куда больше тем, чем может показаться на первый взгляд. Коппола говорит о жадности, коррупции, лоялизме, власти. Противостояние консервативного и алчного политика и дальновидного городского дизайнера увлекает с первых же кадров.

Адам Драйвер
Адам Драйвер
Legion-Media

Впрочем, далеко не все зрители в восторге. Например, критик Variety утверждает, что Коппола совершил ошибку, решив снимать кино на эту тему. По его мнению, куда лучше в данном случае смотрелся бы мультик. «Анимация, а не насыщенное визуальными эффектами живое действие, возможно, была бы лучшим способом рассказать такую историю, помогая сбалансировать слегка шекспировский тон и шутки безбрового шиита ЛаБафа. Анимация также дала бы Копполе больше контроля над сеттингом — он смог бы синтезировать современный Нью-Йорк, древний Рим и леса Пандоры», — поясняет критик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Съемочная группа «Мегалополиса» в Каннах
Съемочная группа «Мегалополиса» в Каннах
Legion-Media

Впрочем, мы не совсем согласны с таким заключением. Дело в том, что Фрэнсис Форд Коппола никогда не шел по самому простому пути — и на этот раз 85-летний режиссер вновь постарался прыгнуть выше собственной головы. Удалось ли ему это покажет уже история. Сомневаемся, что в подобных случаях, а «Мегалополис» именно большой, комплексный, сложный и противоречивый фильм, рассудить критиков сможет кто-либо кроме времени.