Тренды в искусстве: какие визуальные форматы сегодня наиболее актуальны
Если вы всегда думали о том, что тенденции — понятие, далекое от искусства, то спешим вас переубедить. Несмотря на расширившийся список возможностей, у художников все еще есть более или менее актуальные моменты в работах. Например, замечается очевидный спрос на нейросети — ими пользуются многие. Мы решили пообщаться с Марией Луттик (LQ MARIIA), автором мультидисциплинарного проекта DEEP INSIDE/GHT, в котором сочетается сразу несколько изобразительных техник: современная каллиграфия, граффити, нео-академическая живопись и эксперименты с эпоксидной смолой, алкогольными чернилами и жидким золотом. Ее выставку можно увидеть в Санкт-Петербурге в галерее Beriozka Gallery. А в этой статье она рассуждает о тенденциях современного искусства.
Искусство сегодня находится в том состоянии, когда возможности для творчества почти безграничны. С развитием технологий увеличивается число новых и удивительных способов создания и представления арт-объектов, виды и формы искусства меняются, но его сила влиять на жизнь и сознание людей остается неизменной. Закономерно, что в этой сфере всё больше внимания уделяется современным визуальным форматам, но какие тренды набирают популярность?
Интеграция цифрового искусства в классические ремесла
Раньше, чтобы сделать визуализацию работы, выполняли набросок, а если хотелось попробовать разные цвета/текстуры, требовалось создать множество вариантов или работать с кальками. Когда же появились графические планшеты, дело ускорилось, мы могли продумывать работу, просто переключая варианты в слоях, а сейчас достаточно поговорить с нейросетью: если задали точный промпт, за секунды генерируются именно желаемые визуалы. Это очень удобно. Предупреждаю вопросы: мы активно используем в работе Chat GPT, Midjorney, Leonardo, DALL-E, Flux, Krea, Ideogram, Stable diffusion, Runway Gen-3, Luma, Kling, Pika и другие нейросети.
Значительно упростился и способ подбора площадки. Ранее, когда хотелось примерить свою выставку на площадках разных центров современного искусства, было необходимо писать им, показывать свою работу, просить планы залов. Сейчас достаточно зайти с телефоном, где есть функция LidAR, в любой понравившийся архитектурный объект, отсканировать его телефоном (например, приложением polycam) и через пару минут получить подробнейший план залов с размерами. Также можно расположить свою работу в них и присылать кураторам, директорам уже идеально вписанный в их залы проект для рассмотрения на экспозицию. Обычно они очень удивлены.
В моделировании выставочных пространств тоже активно интегрируется цифровое искусство и технологии. Работая с тотальной инсталляцией, важно достичь глубокого погружения зрителя в проект — главный критерий успешности. VR, AR, видеоарт и sound design теперь неотъемлемые части таких проектов, как DEEP INSIDE/GHT. На достигнутом не останавливаемся и постоянно экспериментируем с инновациями: сейчас в нашу новую работу внедряем программируемый ИИ.
Важность транслируемых смыслов
В перенасыщенном визуалом мире на первый план выходит не только то, как он выглядит, но и что несет. Эти два показателя не уступают друг другу по значимости. Авторы сегодня — это своеобразные мосты времени, олицетворяющие связь между прошлым, настоящим и будущим, и наше искусство благодаря этому — настоящий портал в мир за пределами времени. Некоторые критикуют современное искусство: «не Шишкин», но оно и не должно быть таким. Искусство всегда отражает время и сознание своего времени. Раньше оно несло функцию свидетельства реальности, запечатление момента, однако, как только появились фотокамеры, эта необходимость пропала. И ощущение, впечатление, размышление, осмысление вышли в нем на первый план.
Авторы — самостоятельные компании
Еще один тренд связан с тем, что мы живем в мире не только инноваций, но и потрясающих возможностей. Развитие интернета, социальных сетей позволило авторам превращаться в целые самостоятельные компании. Раньше им нужны были агенты и галереи, а сегодня достаточно знать азы маркетинга и вести социальные сети. Это делает нас максимально свободными и позволяет вести продажи через social media, стать самому галереей, СМИ, агентством, самопродюсироваться. Даже выставляться, используя мета-вселенную вместо физической (тем более в мета-измерении не ограничивают параметры физического мира). Автор становится все более самодостаточным и все менее нуждается в посредниках между своей работой и зрителем.
Когда-то Дали сказал: «Художники не реагируют на спрос. Они создают предложение». Так и современные авторы не смотрят за трендами, они заглядывают только в свое «сердце, пульсирующее в руке жизни». А в конце концов, неосознанно, сами и создают тренды.