Ведущая солистка Большого театра развеяла мифы о балете
Миф №1. Балерины постоянно голодают
Это не правда. Артисты балета — обычные люди, у которых есть свои достоинства и недостатки. Кто-то из нас предрасположен к полноте, а кто-то стройный от природы, даже если много ест. Главное, что мы делаем — стараемся поддерживать форму, чтобы сохранить эстетику на сцене. Согласитесь, вы приходите посмотреть балет, насладиться грацией артистов и красотой костюмов, а не замечать недостатки.
У меня был такой период времени, когда я сидела на жестких диетах. Результат — дисбаланс и обратный эффект, при котором организм пытался восполнить недостаток еды. Случалось так, что после спектакля я ничего не ела, а на утро вставала на весы и видела прибавку в весе. И это при том, что за выступление мы тратим около 2000 килокалорий! Затем я перешла на правильное питание, перестала переедать и стала есть нормальную пищу в правильном количестве.
Я обожаю не только вкусные, но и красивые завтраки, это мой любимый прием пищи. Стараюсь чередовать: например, сегодня у меня были мюсли с миндальным молоком, я добавила туда несколько штук кураги. Могу съесть на завтрак омлет, тост с арахисовым маслом и творогом. Стараюсь, чтобы этот прием пищи был насыщенным и сбалансированным, но без переедания. В 11 часов утра я уже должна быть у станка и давать своему телу физическую нагрузку.
Сразу после танцевального класса, где мы разогрели тело, могу выпить чашку кофе, съесть бутерброд или сырник. Если возможности перекусить нет, я полноценно обедаю. В этот прием пищи обычно ем углеводы и овощи: макароны в чистом виде, гречка, рис и какие-то овощи или салат. На ужин у меня обычно белок — мясо или рыба — и много овощей.
Стараюсь есть трижды в день, не приветствую перекусы, на мой взгляд это не совсем полезно. Если проголодаюсь, у меня всегда есть с собой протеиновые батончики.
Миф №2. Балерины всю жизнь проводят у станка
Бывает по-разному. Все зависит от графика. Случается, что на месяц приходится по 2-6 спектаклей и постановочные работы будущих премьер. Если в репертуаре у меня стоит спектакль в неделю, то к репетициям этого спектакля добавляются ещё и постановочные встречи.
Каждое утро к 11:00 я приезжаю на класс, где мы всей труппой разогреваем тело — у нас на это уходит час. Затем идут сольные репетиции, столько, сколько занято персонажей. Например, в балете у меня два партнера, мне нужно прорепетировать час с каждым из них плюс посвятить 30 минут сольной репетиции. Постановочные длятся от 2 часов.
Бывает, что на тренировки уходит 2 часа, а бывает, что 6-8 часов в день.
Миф №3. Балерины стирают ноги в кровь
Да, это правда. Все зависит от количества репетиций. Конечно, травмы можно попытаться предотвратить, заклеив пальцы пластырем, но это не всегда помогает. Пуанты, в которых мы работаем сейчас, из пластика. Раньше их делали из гипса или папье-маше, они были мягче, хотя мы и тогда стирали пальцы. Со временем кожа грубеет, становится не такой мягкой
Я обычно подкладываю в пуанты мягкие салфетки, которые предназначены для уборки дома. Почти как в армии — перевязываю кончик пальца и надеваю пуанты — так я предотвращаю стирание пальцев. Если же есть проблемные зоны, например, после свежего педикюра, когда пальцы более оголены, я проклеиваю их пластырем, а сверху кладу подушечку из салфеток.
Миф №4. Балерина не может весить больше 50 кг
Все зависит от роста. Мы придерживаемся мнения, что 50-52 кг — это максимальный вес для балерины, чтобы у наших партнеров не было проблем со спиной.
Когда мы учились в школе, разница между ростом и весом должна была быть 120. Например, у меня был рост 168, значит, я должна была весить 48 кг. Но имелись и нюансы: если у девочки рост выше 170 см — например, 174 см — она не могла весить 54 кг, нормой были 50 кг.
Сейчас нас не взвешивают в театре, и важен скорее не вес, а внешний вид балерины. Она может быть маленькой и худой, но, как говорят партнеры, быть при этом тяжелой, или наоборот, выглядеть не такой худощавой, но легкой в поддержке. Поэтому в театре мы не опираемся на цифры.
Мой вес сейчас составляет пример 47-48 кг. Мой партнер — он же мой муж Игорь Цвирко — очень доволен этим весом.
Миф №5. Конкуренция так высока, что в пуантах может оказаться толченое стекло
Всегда хотелось узнать, откуда эти мифы про стекло в пуантах. Или еще говорят, что мужчинам могут намазать бандаж, в котором они выступают, разогревающей мазью. Может, были такие истории, может, их просто выдумали. Слава богу, на моей практике такого не было.
Да, в книгах, кино очень часто об этом говорят. Может, раньше такое и было, но сейчас нет. Сегодня могут оговорить, пустить сплетню, что тоже больно ранит не только артистов балета, всех творческих людей.
Я считаю, что конкуренция очень важна. Это подстегивает артистов не расслабляться, стремиться к чему-то большему. Я недавно спросила у знакомой балерины из Театра балета Эйфмана, как к ней относились старшие коллеги, когда она пришла на должность примы в совсем нежном возрасте. Оказывается, они благодарны за то, что с приходом юной балерины в их творческой карьере случился новый виток.
Сейчас в театре достаточно работы для всех артистов. Прошли времена, когда многие выходили на сцену раз в месяц, возможно, они тогда и плели интриги. Сейчас театр дает по шесть спектаклей в неделю! А для солистов иногда и четырех спектаклей в месяц много! Телу хочется восстановиться, а нужно репетировать, достигать новых высот.
Сегодня у многих есть четкое разделение между театром и домом, нет такого, что театр — единственное в жизни. Раньше балерины отказывались материнства во имя профессии, а сегодня у некоторых по четверо детей.
Сейчас такого нет, что балерины голодают и сидят на жестких диетах. Мы можем позволить себе и пирожок, и булочку, и пирожное. Конечно, во всем нужна мера. Но благодаря большому количеству времени, которое мы приводим в репетиционном зале, можем позволить себе есть даже чуть больше, чем обычные люди.