Венецианская биеннале 2019: главное о художницах, площадках и концепциях
11 мая стартует 58-я Венецианская биеннале современного искусства. И вэтом году выставка пройдет сразу на двух площадках (впервые в истории) — Арсенале и Джардини. Причем, одни и те же художники будут представлены на обеих площадках. В списке всего 79 имен, и все из ныне живущих художников. Помимо дополнительной площадке в этом году готовится и параллельная лайв-программа: музыка, перфомансы и визуальное искусство — всего 14 работ, которые можно будет увидеть на открытии (превью в маские дни) и закрытии (конец ноября). Все проекты вместе с биеннале отбирал британскйи некоммерческий фонд Delfina. Основной площадкой станет Teatro Piccolo Arsenale.
Тема главной выставки — псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» (в оригинале она звучит как May you live in interesting times). Эта фразу на протяжении многих времен припысвают Конфуцию, но официального подтверждения этому нет. Куратор основного проекта Рудольф Ругофф свой выбор в пользу придуманного китайского проклятия объяснил прежде всего тем, что «оно оказало реальное влияние на общественную риторику и полемику», «во времена, когда распространение фальшивых новостей и "альтернативных фактов" подтачивает политический дискурс и доверие, от которого он зависит». По задумке куратора в этом году биеннале сосредоточиться на диалоге — между художником и его произведениями, а затем и между работами и зрителями. Теперь разберемся, что за художники будут в этом году высказываться в Венеции. Остановимся на самых главных.
В этом году впервые павильон курирует не отдельный человек, а культурная институция — Эрмитаж во главе с Михаилом Пиотровским, правда комиссаром по-прежнему остался ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семен Михайловский. Представлять Россию будут кинорежиссер Александр Сокуров и театральный художник Александр Шишкин-Хокусай.
Сокуров готовит инсталляцию, посвященную картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая хранится в Эрмитаже. Причем над проектом режиссер работает вместе со студентами-скульпторами из Санкт-Петербургского института имени И. Е. Репина.
Работа Шишкина-Хокусая называется «Фламандская школа». Это будет инсталляция из фанеры, которая охватит сразу несколько произведенй из коллекции музея.
Партнером павильона России стал ЦУМ Art Foundation.
Биеннале 2019 года уже окрестили окрестили Biennale Donna — женщины-художники и женщины-кураторы работают над павильонами Дании, Австралии, Франции, Австрии, Великобритании, Австралии, Нидерландов, Аргентины, Ирландии и других стран. Лор Пруво, обладательница Премии Тернера 2013 года, представляет Францию. Она выступит с сольной выставкой. К слову, совсем скоро парижском Пале-де-Токио (с 22 июня по 9 сентября) откроется ее большая персональная экспозиция. Пруво работает во всех жанрах одновременно, ее интересует и рисунок, и видео, и медиа. Работы Лор называют искусством поколения Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), она перемешивает реальность и иллюзии и никогда не дает объяснений, лишь только намекает на то, что имела в виду. Инсталляции она разбавляет видео, которые нередко напоминают любительские ролики с YouTube.
В павильоне Британии работает ирландская художница Кэти Уилкс под кураторством Зое Уитли. И скорее всего здесь мы увидим ее меланхоличные скульптуры из совершенно неожиданных для обывателя материалов: например, заплесневелых банок от джема или ситечек для чая.
В павильоне Австрии выступит известная своими феминистскими высказываниями Рената Бертльман. В 1979 году она разгуливая в подвенечном платье, притворяясь беременной, и собирала пожертвования для якобы «реликвии» фаллической скульптуры. С тех пор она не раз выступала с провокационными художественными заявлениями — и за эту трогательную любовь к провокациям ее и выбрала страна. Ведь по мнению куратора павильона Фелиситас Тун-Гогенштайн, сама Биеннале — уже провокация.
Фото: Getty Images, Legion Media