«Все наши прогнозы можно забыть»: Софья Троценко о прошлом и будущем Винзавода и современном искусстве
15 ноября 2024 года в Цехе Красного на Винзаводе открылась выставка «НИИ Архив. Ремонтаж». Это послужило своего рода стартом нового направления деятельности ЦСИ — работе по созданию архива современного искусства.
Кому-то может показаться, что почти 20 лет недостаточно большой срок, чтобы оглядываться назад. Однако существующая ныне реальность быстро вычеркивает из памяти прошедшие события — слишком уж насыщенной жизнью мы живем. Так что прошедшего времени оказалось вполне достаточно, чтобы «следов» разносторонней жизни ЦСИ Винзавод накопилось на полноценную экспозицию.
Мы решили пообщаться с основательницей Центра современного искусства Винзавод, Софьей Троценко, и узнать, как трансформировался ЦСИ за время своего существования, можно ли поделить его историю на эпохи, и как он повлиял на восприятие современного искусства обществом.
Grazia: Винзавод сегодня и Винзавод в начале — насколько они похожи, какие между ними различия?
Софья Троценко: Различий много, но основное — в задачах и форматах работы. В самом начале важно было место придумать, сделать и открыть, и мы это сделали, а сегодня, на мой взгляд, подобрать стратегии и форматы, которые развивают российское искусство и формируют системные элементы для его развития. Вначале мы часто действовали интуитивно. Профессионально, но на ощупь. Сегодня, как институция, мы принимаем решения не по отдельным проектам, а смотрим стратегически, поэтому важна совместная работа со всеми, кто сегодня состоит в арт-системе. Неизменной остается миссия. В самом начале и сегодня — это поддержка и развитие современного российского искусства.
Grazia: Как меняется интерес к современному искусству за время работы ЦСИ Винзавод: растет, падает?
Софья Троценко: Главное, что перестали бояться сочетание «современное искусство» и для поколения 20-летних искусство — это источник вдохновения. Но маятник общественного отношения, на мой взгляд, застрял на отметке «интересно, но непонятно», то есть постоянно надо объяснять самыми разными способами очевидные вещи, что искусство — это возможность открыть новое, узнать, исследовать огромный мир, помимо всех его остальных плюсов. И лишать себя такой возможности, с учетом, что большая часть галерей открыта бесплатно, — странно.
Grazia: Куратор Ирина Горлова сравнила проект «НИИ Архив. Ремонтаж» с винодельческим процессом ремонтажа. Когда вы «поднимали» архив, нашли для себя что-то интересное и удивительное?
Софья Троценко: Это не про интерес, а скорее про ценность воспоминаний и их значимость. Как встреча со старыми друзьями, я увидела много подзабытых историй, проектов и людей. На самом деле, значимость архива открывается в процессе. Пока мы не начали его собирать, не было так очевидно, что это надо сделать. Действительно, все очень быстро стирается, забывается, даже на такой короткой дистанции как 10 лет.
Grazia: Если бы вас попросили поделить время существования Винзавода на эпохи, то какие вы смогли бы выделить?
Софья Троценко: Наверное, по классике: детство, отрочество, юность и так далее. Потому что мы росли вместе с ЦСИ Винзавод, а сейчас чувствуем потребность и желание делиться опытом. Мы часто используем понятие поколения художников, которое выросло вместе с нами, так что такое деление уместное. Но ЦСИ Винзавод не развивался сам по себе в чистом поле. Вместе с нами строилась вся арт-индустрия, а она в свою очередь часть креативных индустрий. Глобально мы сейчас в эпохе бурного развития.
Grazia: Каким вы видите Винзавод в будущем?
Софья Троценко: С прогнозами я сегодня аккуратна, потому что последние годы показали, что все наши прогнозы можно забыть и в ситуации выживания – это бессмысленное занятие. Для меня важно, например, что мы выстояли ковид и продолжаем работать вопреки многим как раз «прогнозам».
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» будет доступна для посещения вплоть до 19 января.