«Все наши прогнозы можно забыть»: Софья Троценко о прошлом и будущем Винзавода и современном искусстве

В рамках выставки взяли интервью у основательницы Центра современного искусства Винзавод
«Все наши прогнозы можно забыть»: Софья Троценко о прошлом и будущем Винзавода и современном искусстве
Фото: Денис Лапшин

15 ноября 2024 года в Цехе Красного на Винзаводе открылась выставка «НИИ Архив. Ремонтаж». Это послужило своего рода стартом нового направления деятельности ЦСИ — работе по созданию архива современного искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кому-то может показаться, что почти 20 лет недостаточно большой срок, чтобы оглядываться назад. Однако существующая ныне реальность быстро вычеркивает из памяти прошедшие события — слишком уж насыщенной жизнью мы живем. Так что прошедшего времени оказалось вполне достаточно, чтобы «следов» разносторонней жизни ЦСИ Винзавод накопилось на полноценную экспозицию.

Мы решили пообщаться с основательницей Центра современного искусства Винзавод, Софьей Троценко, и узнать, как трансформировался ЦСИ за время своего существования, можно ли поделить его историю на эпохи, и как он повлиял на восприятие современного искусства обществом.

СофьяТроценко
основательница Центра современного искусства Винзавод

Grazia: Винзавод сегодня и Винзавод в начале — насколько они похожи, какие между ними различия?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Софья Троценко: Различий много, но основное — в задачах и форматах работы. В самом начале важно было место придумать, сделать и открыть, и мы это сделали, а сегодня, на мой взгляд, подобрать стратегии и форматы, которые развивают российское искусство и формируют системные элементы для его развития. Вначале мы часто действовали интуитивно. Профессионально, но на ощупь. Сегодня, как институция, мы принимаем решения не по отдельным проектам, а смотрим стратегически, поэтому важна совместная работа со всеми, кто сегодня состоит в арт-системе. Неизменной остается миссия. В самом начале и сегодня — это поддержка и развитие современного российского искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Как меняется интерес к современному искусству за время работы ЦСИ Винзавод: растет, падает?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Архив НИИ. Ремонтаж»
«Архив НИИ. Ремонтаж»
Фото: Денис Лапшин

Софья Троценко: Главное, что перестали бояться сочетание «современное искусство» и для поколения 20-летних искусство — это источник вдохновения. Но маятник общественного отношения, на мой взгляд, застрял на отметке «интересно, но непонятно», то есть постоянно надо объяснять самыми разными способами очевидные вещи, что искусство — это возможность открыть новое, узнать, исследовать огромный мир, помимо всех его остальных плюсов. И лишать себя такой возможности, с учетом, что большая часть галерей открыта бесплатно, — странно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Куратор Ирина Горлова сравнила проект «НИИ Архив. Ремонтаж» с винодельческим процессом ремонтажа. Когда вы «поднимали» архив, нашли для себя что-то интересное и удивительное?

Софья Троценко: Это не про интерес, а скорее про ценность воспоминаний и их значимость. Как встреча со старыми друзьями, я увидела много подзабытых историй, проектов и людей. На самом деле, значимость архива открывается в процессе. Пока мы не начали его собирать, не было так очевидно, что это надо сделать. Действительно, все очень быстро стирается, забывается, даже на такой короткой дистанции как 10 лет.

«НИИ Архив. Ремонтаж»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
Фото: Денис Лапшин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Если бы вас попросили поделить время существования Винзавода на эпохи, то какие вы смогли бы выделить?

Софья Троценко: Наверное, по классике: детство, отрочество, юность и так далее. Потому что мы росли вместе с ЦСИ Винзавод, а сейчас чувствуем потребность и желание делиться опытом. Мы часто используем понятие поколения художников, которое выросло вместе с нами, так что такое деление уместное. Но ЦСИ Винзавод не развивался сам по себе в чистом поле. Вместе с нами строилась вся арт-индустрия, а она в свою очередь часть креативных индустрий. Глобально мы сейчас в эпохе бурного развития.

Grazia: Каким вы видите Винзавод в будущем?

Софья Троценко: С прогнозами я сегодня аккуратна, потому что последние годы показали, что все наши прогнозы можно забыть и в ситуации выживания – это бессмысленное занятие. Для меня важно, например, что мы выстояли ковид и продолжаем работать вопреки многим как раз «прогнозам».

Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» будет доступна для посещения вплоть до 19 января.