«Я только спросить!»: Что такое Clubhouse и почему все хотят туда попасть

Все так устали от инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), тиктока и фейсбука (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), что... решили дружно ринуться в новую, только что появившуюся соцсеть, желая заявить о себе еще и там. Clubhouse — приложение, представляющее собой смесь подкастов, радио и звонков в «зуме» с выключенными камерами. Почему оно вдруг стало настолько модным и кому нужно осваивать его непростые (на самом деле, вполне очевидные) алгоритмы — разбираемся вместе с шеф-редактором Grazia Олей Саленко, которая просидела тут почти неделю и уходить пока точно не собирается.
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Если на протяжении последней недели вы видели в сторис у кого-то из знакомых умоляюще-угрожающие просьбы «поделиться инвайтом», то речь шла именно о нем — стремительно набирающем популярность приложении Clubhouse, куда попасть можно только при условии, что кто-то из контактов вашей записной книжки пустит вас с улицы сюда погреться.

Главная особенность этой соцсети в том, что здесь можно оказаться в так называемой «комнате» (беседе по ранее обговоренной теме) с кем угодно — хоть с Настей Ивлеевой, хоть с Сергеем Минаевым.

Последний, к слову, здесь особенно активен: 12 февраля он протестировал на новой площадке свой фирменный формат Минаев LIVE, собрав 1 700 человек в пиковый момент эфира. «Пока здесь маленькие аудиторные емкости, будет интересно. Потом это превратится в телевидение или радио, — в диалоге с админами "комнаты" "Кто такой и зачем нужен" отметил Минаев. — Как только здесь появится много людей — начнут появляться интеграции, джинса. Пока же есть ощущение некой кухни, с которой можно "выдернуть" любого человека и задать ему свой вопрос. А он, конечно, в ответ легко может тебя послать».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно эта близость к кому угодно — хоть к звезде телевидения, хоть к венчурному инвестору — и привлекает все больше и больше людей. На момент написания этого текста Clubhouse стал самым скачиваемым в России бесплатным приложением. А ведь за неделю до этого он был лишь на 12-м месте!

Однако, несмотря на резко выросшую популярность новой соцсети, пока среди клаберов (так называют себя пользователи приложения) нет никого лишнего: каждый профиль, на который вы решите зайти, порадует смысловым наполнением. Здесь вам и журналисты, и IT-специалисты, и дизайнеры, и бизнесмены из списка Forbes. Так, новое приложение особенно полюбилось Олегу Тинькову: зарегистрировавшись 11 февраля, к 16 числу он набрал более 40 тысяч подписчиков и поставил рекорд по количеству слушателей в российском Clubhouse. В «комнату», где предприниматель рассказывал о работе в «Тинькофф Банке», единовременно зашло 5 тысяч человек (доступный максимум). Еще бы: в ходе разговора бизнесмен поделился топовой вакансией, сказав, что ищет Head Of Product в свой банк с зарплатой до миллиона долларов в год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ради таких спикеров и регистрируется большинство пользователей. «За прошлый год я потратила несколько десятков тысяч на онлайн-обучение. Если бы я тогда знала, что скоро появится "Клабхаус", в котором вся эта информация будет бесплатной!» -сетует моя знакомая. Я за курсы по прокачке личного бренда не платила, но отлично ее понимаю: действительно, сегодня Clubhouse оказался эпицентром, притягивающим выдающихся профессионалов из IT, медиа, финансов и образования и других разноплановых сфер. Подтягивается сюда и поколение Z, но пока очень неуверенно.

Из любопытства заглянули все в ту же «комнату» «Кто такой и зачем нужен» ребята из Dream Team House — Милохин, Бабич, Покров и их коллеги по тикток-дому вдруг оказались в социальной сети, где нужно наращивать аудиторию с нуля и заново рассказывать о себе пользователям, про них почти ничего не знающим.

Тут чувствуется влияние мудрого наставника: едва ли звездные тиктокеры заинтересовались бы «Клабхаусом», если бы не их продюсер и основатель блогерского агентства WildJam Ярослав Андреев. Он тут с 10 февраля, и на момент написания текста набрал уже более 10 тысяч подписчиков. «Думаю, у Клабхауса есть большое будущее, так как сюда каждый день приходит все больше интересных людей. Здесь обязательно вырастут свои звезды, — в разговоре с Grazia отметил Андреев. — Как Тикток, конечно, Клабхаус не взлетит, так как здесь нет ни видео, ни фото — а эти форматы более понятны и легки для восприятия. Но свою нишу эта соцсеть точно займет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ярослав Андреев
Ярослав Андреев
@elftorgovec

А что нужно сделать, чтобы заявить о себе в новом приложении? «Для набора аудитории есть банальное и простое правило — создавать контент. В Тиктоке нужно снимать короткие ролики, а в Клабхаусе достаточно просто разговаривать», — замечает Ярослав.

Создатель и модератор одной из самых популярных на данный момент «комнат» «Кто такой и зачем нужен» Анатолий Капустин метафорично называет происходящее в приложении сейчас миниатюрой России в 90-х. «Идет активное накопление социального капитала и знакомств. Те, кто в этом преуспеет, могут скакнуть по карьерной лестнице на 2-3 головы вверх, что при иных обстоятельствах для них было бы невозможно. Это идеальный момент для тех людей, которые умеют что-то делать, знают, что говорить, но не успели на хайп ютуба, тиктока и инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анатолий Капустин
Анатолий Капустин
@a_kapustin

Основное отличие Clubhouse от других соцсетей Капустин формулирует так: «Здесь постоянно идут какие-то интересные эфиры, но ничего не сохраняется, как в том же инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Это как радиостанция, которую создать в реальных условиях было бы очень сложно. Да и на нее вряд ли бы пришли условные Настя Ивлеева и Даня Милохин». По мнению Капустина, уровня популярности Тиктока новая платформа вряд ли достигнет, да и не исключено, что через какое-то время она и вовсе забудется. «Мне кажется, что будущее этой соцсети не настолько важно, насколько ее настоящее. А в настоящем у нее все очень круто. Здесь есть возможность поговорить с теми людьми, до которых многим из нас не достучаться даже через секретаря». Как и Андреев, Капустин убежден, что успеха в этой соцсети суждено добиться тем, кому есть, что рассказать. «А еще тем, кто умеет модерировать беседы и привлекать спикеров. Потому что это тоже нелегкое дело», — подытоживает Анатолий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не прошло и недели, как я зарегистрировалась в «Клабхаусе» — и вот мой айфон уже отображает в «экранном времени», что этой соцсети я посвящаю гораздо больше внимания, чем всем другим платформам. Оказалось, что в подобную ловушку попали и многие другие пользователи — в том числе и представители киноэлиты.

Максима Виторгана
Максима Виторгана
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ощущаешь ли ты зависимость от этого приложения?» — спрашивает Максима Виторгана Александр Молочников в камерной «комнате» на 29 человек (на момент написания текста у обоих знаменитостей не больше полутора тысяч подписчиков на двоих). «Ну... у меня идет третий день этой "болезни", и ты знаешь, как-то да. Хотя я до сих пор не открыл ни одной собственной комнаты», — признается актер.

В целом, люди здесь действительно делятся на два типа: от «я только спросить» (прямо как как в поликлинике) до «я только послушать».

Иначе говоря, есть те, кто добивается права голоса во всех популярных «комнатах», параллельно создавая свои; и те, кто отмалчивается, но слушает буквально все, что только появляется в ленте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову о ленте: генерируется она здесь исходя из ваших подписок. То есть, чтобы чаще получать уведомления об интересных разговорах и не пропускать действительно полезные «комнаты», нужно подписаться на соответствующих спикеров. Как минимум, на самых популярных: блогера Илью Варламова (более 86 тысяч подписчиков), звезду ютуба и инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Ксению Дукалис (более 53 тысяч), главу «Яндекс.Лавки» Илью Красильщика (более 50 тысяч), художника Покраса Лампаса (более 39 тысяч) и главреда Esquire Сергея Минаева (более 39 тысяч). Все беседы, в которых они будут принимать участие в качестве спикеров или слушателей, будут отображаться и у вас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Fotobank / Getty Images

Но готовьтесь к тому, что начнет проявляться забытое в период пандемии чувство FOMO (Fear of missing out — синдром упущенной возможности): познавательных, полезных и просто любопытных бесед бывает так много, что буквально разрываешься между каждой из них, переживая, что пропустишь действительно важную информацию.

Правда, на этот случай всегда есть разряжающие обстановку «комнаты», где все участники просто спят с выключенными микрофонами, устраивают войну между биониклами и лего-человечками или обсуждают гастроскопию с режиссером культовых «Дылды» и «Тесноты» Кантемиром Балаговым.

В общем, здесь каждый найдет что-то для себя. Главное — не тянуть с регистрацией, а то все пропустите.