Представьте себе историю искусства как огромную библиотеку. На самых видных полках — Микеланджело, Рембрандт, Ван Гог... А где же женщины? Их работы прятали в запасниках, приписывали мужчинам или просто называли «талантливыми дилетантками».
Забытые гении: 5 женщин-художниц, о которых мало кто помнит
Но правда в том, что женщины творили наравне с мужчинами. Сегодня возвращаем из небытия имена пяти гениальных художниц, которые перевернули искусство.
Артемизия Джентилески

Когда 17-летнюю Артемизию изнасиловал ее учитель живописи Агостино Тасси, римский суд XVII века устроил настоящее шоу: девушку подвергали пыткам, чтобы проверить «правдивость» ее показаний. Но вместо того, чтобы сломаться, она взяла кисть и начала писать женщин-мстительниц с такой страстью, что ее «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» до сих пор заставляет зрителей замирать. Кровь брызжет с полотна, лица искажены яростью — это не просто библейский сюжет, а крик всей женской боли эпохи, когда насилие было обыденностью. Ирония в том, что веками эти мощные работы приписывали... ее отцу, скромному художнику Орацио Джентилески. Лишь в XX веке искусствоведы разглядели на них гордую подпись: «Артемизия».
Соня Делоне

Родившаяся в еврейской семье Сара Штерн (будущая Соня) превратила свою жизнь в калейдоскоп цветов и форм. Вместе с мужем Робером Делоне она создала орфизм — направление, где цвет жил собственной жизнью, танцевал и пел. Но пока Робер получал лавры первооткрывателя, Соню называли просто «женой художника». Между тем, именно она придумала переносить абстрактные узоры на ткани и одежду, предвосхитив моду на ар-деко. Ее платья носили голливудские звезды, а текстильные дизайны продавались по всей Европе. Лишь в 78 лет Лувр наконец признал: эта женщина — гений, достойный персональной выставки. Первой среди женщин-художниц за всю историю музея.
Хильма аф Клинт

В 1906 году, когда Василий Кандинский еще писал реалистичные пейзажи, шведская художница Хильма аф Клинт уже создавала абстрактные полотна, вдохновленные... спиритическими сеансами. Ее гигантские композиции «Десять самых больших» с геометрическими формами и мистическими символами выглядели как визуализация теории струн за сто лет до ее появления. Но Хильма боялась, что современники не поймут ее посланий, и завещала не показывать работы минимум 20 лет после смерти. Когда ящики с картинами наконец вскрыли в 1980-х, искусствоведы онемели: оказывается, абстракция родилась не в мастерской Кандинского, а в стокгольмской квартире эксцентричной женщины, верившей, что через нее говорят духи.
Ангелика Кауфман

Дочь швейцарского художника, Ангелика в 12 лет уже писала портреты епископов, а в 23 года — стала первой женщиной, принятой в Лондонскую Королевскую академию. Ее нежные, наполненные светом полотна с античными героинями украшали дворцы по всей Европе. Но после смерти Кауфман мужчины-коллеги методично вычеркивали ее имя из учебников, утверждая, что «женщина не способна на такое мастерство». Самый жестокий парадокс ждал в Венеции: там поставили памятник «несравненной Ангелике»... с надписью «От мужчин». Как будто ее талант был всего лишь милой причудой сильного пола.
Камилла Клодель

19-летняя Камилла потрясла Париж своими скульптурами — настолько живыми, что казалось, будто глина дышит у нее в пальцах. Роден, увидев ее работы, тут же взял девушку в ученицы, а затем и в любовницы. Но когда Камилла начала требовать признания собственного гения, отношения превратились в кошмар: Роден запрещал ей подписывать работы, а ее шедевр «Зрелый возраст» (где старик уводит мужчину от молящей женщины) назвал «истеричной фантазией». В 48 лет Камиллу насильно поместили в психиатрическую лечебницу, где она провела 30 лет, уничтожая свои скульптуры. Сегодня ее уцелевшие работы стоят миллионы, а парижский музей Родена стыдливо отвел им... один зал в дальнем крыле.