Загадочные авторы и их территория: в чьих произведениях есть щепотка мистики или тайный смысл
Владимир Набоков
Набоков сравнивал литературу с шахматными задачами и говорил, что настоящая борьба в книгах ведется не между героями, а между автором и читателем. Неудивительно, что головоломок в Набоковских текстах великое множество, и решить их без знания «правил игры» весьма затруднительно.
Например, неискушенному читателю может быть невдомек: когда повествование у Набокова ведется от первого лица, рассказчик принадлежит к типу ненадежного и умышленно вводит читателя в заблуждение.
Главные темы Набокова — безумие и потусторонность. Он часто намекает на то, что после смерти люди оказываются в параллельном мире. Набоков полагает, что именно потусторонность – есть истинная реальность, тогда как земная жизнь — лишь ее бледное отражение.
Николай Гоголь
Гоголь пестовал свой метафизический мир со страстью. Многие и по сей день гадают, был ли он гением или сумасшедшим, заморившим себя голодом во время приступа «черной меланхолии», умирающим в мучениях под присмотром нерадивых врачей, которые терзали его пиявками и кровопусканием, в надежде, что разум писателя прояснится.
Принято считать, что истеричная, тревожная, суеверная Мария Гоголь внушила сыну «чувство космического ужаса», страх перед демонами и адом, который мучил его всю жизнь. Вероятнее же всего, Гоголь просто был схож с матерью темпераментом, и болезненная подозрительность – генетический сувенир, а не результат осознанного внушения.
В безумии или гениальности черпал писатель свои идеи, вероятно, не так важно, как рефлексия Гоголя, его личная мифология стали нашим удивительным культурным наследием.
Джон Апдайк
«Иствикские ведьмы» — культовый фильм.Не всем однако известно, что снят он по одноименному роману Джона Апдайка. Апдайк – американский классик, автор потрясающе чувственной барочной прозы. «Иствикские ведьмы» и их продолжение «Иствикские вдовы» — удивительный коктейль из оккультизма и социальной сатиры. Роль женщины в оптике Апдайка – это мистерия телесности и духа, сила стихии, данная женщине природой и прописанная в ее ДНК, в ее нутряной сущности, способной соблазнять, рожать, исцелять и умертвлять.
Франц Кафка
«Один из первых знаков начала понимания — это желание умереть».
Тревожный и парадоксальный гений Кафки, словно пришелец из ночного кошмара, подсвечивает темные психотические аспекты человеческого бессознательного.
Кафка, невротичный, робкий человек, был воспитан жестоким отцом и прожил очень непростое детство.
Созерцатель абсурдности бытия переключает читателя с автоматизма восприятия действительности на мрачные и удивительно точные пророчества. Он приходит к неутешительному выводу, что мир непознаваем и первобытно жесток. Законы Кафкианской реальности человек может преступить «по неведению», но это не освободит его от наказания.
Эдгар По
Патриарх американского готического романтизма, детектива, психологической прозы, а возможно, и всего жанра хоррор, Эдгар По, прожил довольно странную жизнь.
Сиротство, безумие, алкоголизм, брак с тринадцатилетней кузиной, чья ранняя гибель оставила По глубоко несчастным.
Несмотря на все мучения, а, возможно, и благодаря им, По оказался очень многогранно одаренным литератором и даже литературным предсказателем. В буквальном смысле. Например:
В 1884 году трем морякам удалось выжить в кораблекрушении, но, чтобы не умереть с голоду, дрейфуя в шлюпке, они были вынуждены съесть четвертого, молодого юнгу по имени Ричард Паркер. Почти за 50 лет до этого случая Эдгар По написал «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима», где вывел в сюжете именно эту историю. И съеденного юнгу в рассказе По звали Ричард Паркер.