Какой станет мода будущего?

Одежда из 3D-принтера, экологичность, перепотребление, отказ от меха, стирание пола и границ, экзоскелеты и наряды для виртуальных аватаров – перемены неизбежны.

Гадать о будущем, даже если учитывать только его благоприятное развитие, — дело неблагодарное. Мода зависима от социальных явлений, а мы живем в эпоху информационной революции, кризиса перепроизводства, а возможно, что и очередного передела мира. Но уже понятно, что привычная мода исчезает – она была связана с мироустройством ХХ века и революцией научно-технической.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Информационная революция ускорила появление новых коллекций настолько, что скоро говорить о модных сезонах станет бессмысленно. Дело идет к «моде недели» или и вовсе «моде суток», а такой темп тяжело дается даже гигантам фэшн-индустрии, управляющим несколькими брендами и постоянно меняющим дизайнеров. Потребителям, к слову, тоже приходится нелегко – даже для того чтобы менять кроссовки с той же скоростью, с которой они появляются, нужны не только средства – это занятие способно занять все время нынешних хайпбистов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К чему такие изменения и метания приведут в будущем – как раз довольно понятно. И как всегда в моде, это будущее тесно связано с развитием технологий. Все движется к возвращению индивидуального производства одежды, но на новом уровне. Ручной труд дорог и будет только дорожать. А вот 3D-принтеры становятся все доступнее, так что утренняя проверка актуальности трендов и быстрое создание отвечающего им костюма уже не считаются чем-то фантастическим, делом далекого будущего. И скорее всего, эта возможность еще сильнее разобщит людей, поделит на группы – мало кто сможет позволить себе пользоваться результатами настоящего ручного труда, но в одежде и обуви классических мастеров, вероятно, будет все больше и больше шика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот что ждет это ручное производство – совсем непонятно. В будущем трудно надеяться на его развитие и распространение, хотя можно помечтать о временах, когда оно станет действительно популярным хотя бы в качестве локального тренда, ведь рано или поздно всем приестся глобальное развитие моды и захочется индивидуальности. Во всяком случае, я надеюсь на это, поскольку убеждена в важности ручного труда и в том, что развитие человеческого интеллекта напрямую связано с развитой мелкой моторикой, то есть и с ремеслами. А работа с сенсорными панелями и игровыми консолями на деле гораздо проще, чем, к примеру, плетение кружева.

Еще одно ожидаемое изменение, благодаря которому мода станет другой, – появление новых материалов. Нынешние высокотехнологичные куртки и пиджаки с зарядкой для телефона – это полумера. А вот когда материалы для одежды и обуви будут менять цвет и объем по желанию клиента и вещи действительно начнут работать на солнечных или световых батареях, а их свойства – меняться в зависимости от условий внешнего мира, тогда и отношение к костюму радикально изменится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это происходит – мы уже можем увидеть. Человечество нацелено на выживание, и гуманистические идеи срабатывают в массовом сознании только тогда, когда они ему не вредят. На наших глазах натуральный мех стремительно вышел из моды и его ношение стало почти неприличным. И дело не столько в усилиях защитников животных, сколько в том, что появилась возможность создавать красивые, сложные по фасонам, легчайшие и теплые пуховики, причем необязательно на натуральном пуху. Пока этически приемлемая одежда грозила пневмонией или весила центнер, мех все равно считался необходимым.

Еще одна важная тенденция – дальнейшее стирание границ пола и гендера. Все просто. В прошлом веке научно-технический процесс постепенно привел к тому, что мужчины и женщины стали выполнять примерно одинаковые экономические и социальные функции. Результат налицо. Я не могу вспомнить такой предмет мужского гардероба, который можно было бы назвать исключительно мужским – теперь женщины не только делают, но и носят все то же, что и мужчины. Однако это неинтересно тем, кто моду создает, и в не меньшей степени неинтересно тем, кто зарабатывает на массовом производстве одежды и аксессуаров. Вывод напрашивается сам собой – женский гардероб начинает все сильнее влиять на мужской. Мы уже видим результаты: на последней Неделе мужского прет-а-порте больше половины дизайнеров продемонстрировали те или иные варианты мужских юбок и платьев. Пока широкого одобрения в народе эти новшества не получили, но все происходит постепенно. Во всяком случае, классические мужские пиджаки все больше напоминают женские жакеты-тайеры (разумеется, позаимствованные женщинами на старте научно-технической революции у мужчин и модифицированные в соответствии с женскими пропорциями). Мужские и женские сумки также все меньше отличаются друг от друга, и зарабатывающие прежде всего на продаже аксессуаров бренды настойчиво продвигают идею о необходимости любому уважающему себя и успешному моднику иметь в гардеробе целую россыпь сумок и сумочек. Так что экспансия женских прежде аксессуаров очень близка. Да и появление на улицах мегаполисов массы мужчин в юбках тоже не за горами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще интеграция и все связанные с ней явления оказывают заметное влияние на развитие моды – собственно, как и все происходящее в обществе. И с этими интеграционными процессами все сложно. На протяжении столетий существовало этническое направление в моде, и народный костюм всегда был не только одним из важнейших источников вдохновения для дизайнеров, но и вообще основой костюма. А в последнее время мы все постоянно сталкиваемся с упреками по поводу заимствования чужих достижений западными дизайнерами. Как люди договорятся по поводу культуры, пока вообще непонятно. Но понятно, что все больше внимания станет уделяться моде для людей с особыми потребностями, поскольку этого требует развитие и медицины, и общества. Люди, еще недавно практически вычеркнутые из социальной жизни, сегодня занимают все более активную позицию. Им нужна красивая одежда, красивые протезы и экзоскелеты – и эти новшества, несомненно, повлияют на общее развитие моды просто потому, что на нее влияет все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, говоря о моде будущего, нельзя обойти вниманием и моду виртуальную. С развитием социальных сетей общая стилистика сильно изменилась. Выложенные в интернете фотографии тех, кого раньше называли модниками и стилягами, а теперь инфлюенсерами, – это отражение предметов, а не сами предметы. Особую важность получают узнаваемость, броскость, простые и понятные визуальные эффекты и вообще фотогеничность одежды и аксессуаров. В результате бренды создают все больше вещей, рассчитанных именно на эффект таких фотографий. Стиль в целом упрощается, становится более понятным и в то же время более эпатажным – он должен цеплять молниеносно. И эта гонка за быстрыми и резкими впечатления-
ми только начинается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как еще один побочный результат перехода моды в виртуальную реальность, помимо упрощения стилистики, можно назвать меньшее внимание к качеству. Если в жизни оригинал от контрафакта отличить возможно, то на фотографии – нет. В том числе с целью борьбы с подделками темп, с которым одна коллекция сменяет другую, нарастает. Многие марки начинают продавать новые вещи прямо во время показа, пока «подделыватели» не опомнились. Бренды все чаще сотрудничают с интернет-инфлюенсерами, потому что их пример заставляет в большей степени стремиться покупать настоящий люкс. И эта борьба, скорее всего, окажется очень затяжной.

Другое явление, которое уже началось и, возможно, получит большое распространение, – виртуальные модные коллекции для виртуальных аватаров. Вот их можно создавать в любом количестве, как угодно быстро, сменяя один образ на другой. А получать общественное внимание и демонстрировать соответствие массовым трендам и индивидуальность на виртуальных моделях можно не хуже, чем на реальных, конечно, если жизнь протекает в сети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На личные образы технологии моделирования виртуальности, вероятно, тоже окажут влияние. Гаджеты очень важны. Рано или поздно человечество научится делать приборы, моделирующие виртуальную одежду вокруг конкретного человека, виртуальные очки, эту иллюзию разрушающие, и прочее. А уж когда прогресс придет к настоящей (а не с оглядкой на нынешние достижения пластической хирургии) модификации собственно человеческих тел, мода в наибольшей степени переместится с одежды на ее основу.

Но вот как повлияет на развитие моды гипотетическое знакомство с внеземными цивилизациями – предугадать решительно невозможно.

Иллюстрации: Анастасия Дружининская