Какой станет мода будущего?
Гадать о будущем, даже если учитывать только его благоприятное развитие, — дело неблагодарное. Мода зависима от социальных явлений, а мы живем в эпоху информационной революции, кризиса перепроизводства, а возможно, что и очередного передела мира. Но уже понятно, что привычная мода исчезает – она была связана с мироустройством ХХ века и революцией научно-технической.
Информационная революция ускорила появление новых коллекций настолько, что скоро говорить о модных сезонах станет бессмысленно. Дело идет к «моде недели» или и вовсе «моде суток», а такой темп тяжело дается даже гигантам фэшн-индустрии, управляющим несколькими брендами и постоянно меняющим дизайнеров. Потребителям, к слову, тоже приходится нелегко – даже для того чтобы менять кроссовки с той же скоростью, с которой они появляются, нужны не только средства – это занятие способно занять все время нынешних хайпбистов.
К чему такие изменения и метания приведут в будущем – как раз довольно понятно. И как всегда в моде, это будущее тесно связано с развитием технологий. Все движется к возвращению индивидуального производства одежды, но на новом уровне. Ручной труд дорог и будет только дорожать. А вот 3D-принтеры становятся все доступнее, так что утренняя проверка актуальности трендов и быстрое создание отвечающего им костюма уже не считаются чем-то фантастическим, делом далекого будущего. И скорее всего, эта возможность еще сильнее разобщит людей, поделит на группы – мало кто сможет позволить себе пользоваться результатами настоящего ручного труда, но в одежде и обуви классических мастеров, вероятно, будет все больше и больше шика.
А вот что ждет это ручное производство – совсем непонятно. В будущем трудно надеяться на его развитие и распространение, хотя можно помечтать о временах, когда оно станет действительно популярным хотя бы в качестве локального тренда, ведь рано или поздно всем приестся глобальное развитие моды и захочется индивидуальности. Во всяком случае, я надеюсь на это, поскольку убеждена в важности ручного труда и в том, что развитие человеческого интеллекта напрямую связано с развитой мелкой моторикой, то есть и с ремеслами. А работа с сенсорными панелями и игровыми консолями на деле гораздо проще, чем, к примеру, плетение кружева.
Еще одно ожидаемое изменение, благодаря которому мода станет другой, – появление новых материалов. Нынешние высокотехнологичные куртки и пиджаки с зарядкой для телефона – это полумера. А вот когда материалы для одежды и обуви будут менять цвет и объем по желанию клиента и вещи действительно начнут работать на солнечных или световых батареях, а их свойства – меняться в зависимости от условий внешнего мира, тогда и отношение к костюму радикально изменится.
Как это происходит – мы уже можем увидеть. Человечество нацелено на выживание, и гуманистические идеи срабатывают в массовом сознании только тогда, когда они ему не вредят. На наших глазах натуральный мех стремительно вышел из моды и его ношение стало почти неприличным. И дело не столько в усилиях защитников животных, сколько в том, что появилась возможность создавать красивые, сложные по фасонам, легчайшие и теплые пуховики, причем необязательно на натуральном пуху. Пока этически приемлемая одежда грозила пневмонией или весила центнер, мех все равно считался необходимым.
Еще одна важная тенденция – дальнейшее стирание границ пола и гендера. Все просто. В прошлом веке научно-технический процесс постепенно привел к тому, что мужчины и женщины стали выполнять примерно одинаковые экономические и социальные функции. Результат налицо. Я не могу вспомнить такой предмет мужского гардероба, который можно было бы назвать исключительно мужским – теперь женщины не только делают, но и носят все то же, что и мужчины. Однако это неинтересно тем, кто моду создает, и в не меньшей степени неинтересно тем, кто зарабатывает на массовом производстве одежды и аксессуаров. Вывод напрашивается сам собой – женский гардероб начинает все сильнее влиять на мужской. Мы уже видим результаты: на последней Неделе мужского прет-а-порте больше половины дизайнеров продемонстрировали те или иные варианты мужских юбок и платьев. Пока широкого одобрения в народе эти новшества не получили, но все происходит постепенно. Во всяком случае, классические мужские пиджаки все больше напоминают женские жакеты-тайеры (разумеется, позаимствованные женщинами на старте научно-технической революции у мужчин и модифицированные в соответствии с женскими пропорциями). Мужские и женские сумки также все меньше отличаются друг от друга, и зарабатывающие прежде всего на продаже аксессуаров бренды настойчиво продвигают идею о необходимости любому уважающему себя и успешному моднику иметь в гардеробе целую россыпь сумок и сумочек. Так что экспансия женских прежде аксессуаров очень близка. Да и появление на улицах мегаполисов массы мужчин в юбках тоже не за горами.
Вообще интеграция и все связанные с ней явления оказывают заметное влияние на развитие моды – собственно, как и все происходящее в обществе. И с этими интеграционными процессами все сложно. На протяжении столетий существовало этническое направление в моде, и народный костюм всегда был не только одним из важнейших источников вдохновения для дизайнеров, но и вообще основой костюма. А в последнее время мы все постоянно сталкиваемся с упреками по поводу заимствования чужих достижений западными дизайнерами. Как люди договорятся по поводу культуры, пока вообще непонятно. Но понятно, что все больше внимания станет уделяться моде для людей с особыми потребностями, поскольку этого требует развитие и медицины, и общества. Люди, еще недавно практически вычеркнутые из социальной жизни, сегодня занимают все более активную позицию. Им нужна красивая одежда, красивые протезы и экзоскелеты – и эти новшества, несомненно, повлияют на общее развитие моды просто потому, что на нее влияет все.
Конечно, говоря о моде будущего, нельзя обойти вниманием и моду виртуальную. С развитием социальных сетей общая стилистика сильно изменилась. Выложенные в интернете фотографии тех, кого раньше называли модниками и стилягами, а теперь инфлюенсерами, – это отражение предметов, а не сами предметы. Особую важность получают узнаваемость, броскость, простые и понятные визуальные эффекты и вообще фотогеничность одежды и аксессуаров. В результате бренды создают все больше вещей, рассчитанных именно на эффект таких фотографий. Стиль в целом упрощается, становится более понятным и в то же время более эпатажным – он должен цеплять молниеносно. И эта гонка за быстрыми и резкими впечатления-
ми только начинается.
Как еще один побочный результат перехода моды в виртуальную реальность, помимо упрощения стилистики, можно назвать меньшее внимание к качеству. Если в жизни оригинал от контрафакта отличить возможно, то на фотографии – нет. В том числе с целью борьбы с подделками темп, с которым одна коллекция сменяет другую, нарастает. Многие марки начинают продавать новые вещи прямо во время показа, пока «подделыватели» не опомнились. Бренды все чаще сотрудничают с интернет-инфлюенсерами, потому что их пример заставляет в большей степени стремиться покупать настоящий люкс. И эта борьба, скорее всего, окажется очень затяжной.
Другое явление, которое уже началось и, возможно, получит большое распространение, – виртуальные модные коллекции для виртуальных аватаров. Вот их можно создавать в любом количестве, как угодно быстро, сменяя один образ на другой. А получать общественное внимание и демонстрировать соответствие массовым трендам и индивидуальность на виртуальных моделях можно не хуже, чем на реальных, конечно, если жизнь протекает в сети.
На личные образы технологии моделирования виртуальности, вероятно, тоже окажут влияние. Гаджеты очень важны. Рано или поздно человечество научится делать приборы, моделирующие виртуальную одежду вокруг конкретного человека, виртуальные очки, эту иллюзию разрушающие, и прочее. А уж когда прогресс придет к настоящей (а не с оглядкой на нынешние достижения пластической хирургии) модификации собственно человеческих тел, мода в наибольшей степени переместится с одежды на ее основу.
Но вот как повлияет на развитие моды гипотетическое знакомство с внеземными цивилизациями – предугадать решительно невозможно.
Иллюстрации: Анастасия Дружининская