Королева трикотажа: как Соня Рикель изменила мир моды и почему ее помнят до сих пор
В 1970-х Соню Рикель окрестили Королевой трикотажа, а еще постоянно сравнивали с Коко Шанель. Вещи ее именного бренда носили Одри Хепберн и Брижит Бордо. Однако сейчас марка, ставшая культовой во второй половине XX века, не столь популярна. Но ее основательницу помнят по сей день. Причина – весомый вклад, который она внесла в развитие моды. В день рождения французского дизайнера вспоминаем, как она изменила привычный взгляд на женскую одежду..
Вдали от моды
Детство Сони не было связано с модой. Будущая звезда фэшн-мира родилась в Париже, в семье часовщика и домохозяйки. Ее родители интересовались искусством и политикой, но никогда не обсуждали наряды. Вспоминая беззаботную пору, Соня говорила о том, что и ее саму куда больше занимала литература, и почти не волновало, что на ней надето. Позже источником вдохновения для нее стал стиль матери – безупречно одетой женщины с русскими корнями. Но детские воспоминания не были тем, что подтолкнуло Рикель к созданию авторской одежды, – ее карьера началась только в 32 года. В юности она некоторое время занималась декорацией витрин, а затем вышла замуж и стала домохозяйкой.
«Свитер бедного мальчика»
Свою первую вещь Соня создала в 1962 году. Тогда она даже не думала, что основывает трикотажную империю. Все было куда проще: беременная Рикель хотела купить новый свитер. В парижских бутиках не нашлось ничего подходящего. В то время все вещи для будущих мам было нарочито объемными и надежно скрывали изменившуюся фигуру. Будущего дизайнера в корне не устроил такой расклад. Ей хотелось найти вещь, которая не скрывала бы ее положение, а наоборот – подчеркивала. И заодно выглядела эффектно. Так Соня впервые взялась за спицы и связала облегающий джемпер. По ее воспоминаниям, старшие родственники пришли в ужас от столь вызывающей модели. А вот друзья спрашивали, где добыть такой же.
В итоге новый фасон, позволяющий женщине не скрывать фигуру, но при этом чувствовать себя комфортно в мягком трикотаже, вдохновил модниц. Сначала Соня продавала свитеры в магазине мужа. Но уже в 1968 году Рикель открыла собственный бутик на Левом берегу Сены. В то время именно этот район был местом притяжения прогрессивной интеллигенции, поэтому революционные модные идеи пришлись как раз кстати. Ставшую культовой вещь стали называть poor boy sweater. Кстати, в эту модель влюбились многие знаменитости, например, Одри Хепберн купила ее аж в 14 разных цветах!
Преемница Коко Шанель
Соня была далека от мира моды, поэтому ее фэшн-изобретения основывались вовсе не на текущих трендах. Ей хотелось создать одежду, которую могли бы носить женщины всех возрастов и размеров. В период, когда Рикель только набирала популярность, еще оставались актуальны вещи силуэта нью-лук, созданные Кристианом Диором. Соне же хотелось, чтобы ее одежда подчеркивала сексуальность, но при этом оставалась комфортной в носке. Добиться этого как раз и позволял тянущийся трикотаж, из которого были связаны многие модели. Неудивительно, что Рикель часто сравнивали с Коко Шанель, избавившей моду от тугих корсетов в 1920-х.
Смелые эксперименты
Соня Рикель любила экспериментировать. И именно ей принадлежат многие решения, которые в дальнейшем стали культовыми. Например, дизайнер одной из первых «вывернула» вещи наизнанку, оставив на внешней стороне контрастные швы. Сейчас мы привыкли к подобной деконструкции – на подиумах мы видели подобные решения у японских дизайнеров. Но в Европе второй половины прошлого века этот ход оказался поистине революционным.
Имя в истории
Соня занималась не только модой. Помимо фэшн-индустрии, она была увлечена литературой, писала книги. В конце жизни Рикель издала автобиографию, в которой призналась, что 15 лет скрывала от общества болезнь Паркинсона. Соня Рикель умерла в 2016-м, а через три года ее бренд был ликвидирован новыми владельцами – продажи не росли. Спустя короткое время ему дали второй шанс, модный Дом возобновил работу. Однако сделать свои коллекции хитами у него пока не получилось.
Модные критики находят разные объяснения этому факту. Самое популярное гласит, что идеи Сони, революционные в XX столетии, стали обыденностью в нашем веке. Но ею самой продолжают вдохновляться многие — ведь именно Рикель сделала первый шаг, позволивший превратить в привычные немыслимые раньше фэшн-решения.