В 1990-х Жан-Поль Готье стал настоящим модным революционером, а его именной бренд остается на слуху даже после того, как основатель отошел от создания коллекций. В честь дня рождения французского дизайнера разбираемся, почему корсеты с конусообразными лифами и тельняшки в корне изменили моду конца прошлого века и как модному Дому удается привлекать к себе внимание каждый сезон.
Корсет Мадонны и одежда с татуировками: как Жан-Поль Готье изменил мир моды
Вдохновение «из шкафа»

Все мы родом из детства — и Жан-Поль Готье не исключение. Как и многие дизайнеры, он заинтересовался модой, рассматривая наряды членов семьи. В раннем возрасте будущий дизайнер начал исследовать гардероб бабушки: в ее шкафу нашлись завораживающие корсеты, которые стали отправной точкой путешествия Жан-Поля в мир моды. Рассмотрев их, он начал изучать моду 1960-х с нарочито феминными силуэтами и экспериментами, которые шли вразрез с консервативной модой 1950-х. Кстати, сам модельер признавался, что сильнее всего на него повлияло творчество Ива Сен-Лорана. Однако в мир моды он попал благодаря Пьеру Кардену: уже знаменитый на тот момент дизайнер-визионер оценил эскизы юного Готье и стал его первым учителем. Жан-Поль начал трудиться в бренде Кардена уже в 18 лет, из-за чего провалил экзамены в школе. Но спустя несколько лет дизайнер понял, что в работах на чужой модный Дом отсутствует его собственный стиль. В 1976 году Готье представил свою дебютную коллекцию, а собственный бренд ему удалось основать в 1982-м.
«Шок»-фактор
Жан-Поль Готье стал одним из первых дизайнеров, воспевавших контркультуру. Он не боялся выводить на подиум то, о чем консервативное модное сообщество предпочитало не вспоминать. Его одежду украшали татуировки и пирсинг, а музами служили главные бунтари поколения. Взять только образ парижанки, которым вдохновлялся Готье. В его представлении это вовсе не чопорная дама в минималистичном наряде: она гуляет по городу в гранжевых образах с рваными и деконструированными деталями, смело демонстрирует нижнее белье, не отказывается от причудливых аксессуаров. А ночи обязательно проводит на вечеринках в переосмысленных образах в стиле нью-лук.


Культовые изобретения Жан-Поля вдохновлены именно его желанием переходить границы и нарушать правила. Например, визитной карточкой модного Дома стала тельняшка, на создание которой модельера вдохновил харизматичный моряк, увиденный в детстве. Кто из дизайнеров до него мог позволить себе сделать главным референсом не романтичную идею о мореплавании, а образ простоватого работяги? Да и знаменитые юбки-килты бренда стали настолько популярны не только из-за того, что идеально вписывались в гранжевые образы. Готье надевал их и на женщин, и на мужчин, подчеркивая, что у одежды нет гендера. В 1980-х и начале 1990-х эта идея была действительно революционной.
Сексуальная революция


Жан-Поль Готье повлиял не только на моду, но и на поп-культуру. Один из самых ярких примеров — сотрудничество дизайнера с Мадонной. Именно он придумал корсет с конусообразным бра, в котором она отправилась в тур Blond Ambition в 1990-м. Сценические костюмы звезды, созданные модельером, были куда смелее, чем все наряды, которые в то время позволяли себе поп-исполнительницы. Именно они положили начало всеобщим экспериментам со степенью откровенности образов. При этом в культовых корсетах было много брутальности: их украшали шипы и другие гранжевые детали. Изделия не просто облегали изгибы фигуры, а подчеркивали внутреннюю силу женщины, надевшей их.

Еще один пример — работа над костюмом Милы Йовович в фильме «Пятый элемент». Во второй половине 1990-х только зарождался образ нового секс-символа на экране. Культура уже отходила от эксплуатации архетипа беззащитной конвенциональной красотки. На экранах стали появляться андрогинные девушки, которые могли постоять за себя. Именно такой была героиня актрисы в фильме. Жан-Поль тонко чувствовал дух времени. Поэтому отказался от привычных для картин в жанре научной фантастики корсетов в пользу лаконичного комбинезона из белых повязок.
(Не)уход


Несмотря на то, что история Jean Paul Gaultier началась еще в 1980-х, в отличие от других крупных брендов, модный Дом никогда не пропадал с радаров. Все благодаря нескольким грамотным решениям самого Жан-Поля. В 2014 он отказался от создания линий готовой одежды, сосредоточившись на изготовлении кутюрных коллекций. А в 2020-м и вовсе отошел от дел: с 2021 года за каждое кутюрное шоу бренда отвечает новый успешный дизайнер. Благодаря такому подходу показы Jean Paul Gaultier остаются самыми обсуждаемыми событиями Недель высокой моды.
В 2025-м начался новый этап в истории бренда: Дюран Лантик первым занял пост креативного директора после основателя Дома. Дизайнер из Амстердама славится заигрыванием с материалами, пропорциями и вдохновляется телесностью. Поэтому будет особенно интересно увидеть, как он переосмыслит архивы Дома.