Нарния из чужого шкафа: как открыть новое измерение мира вещей в комиссионках

Журналистка Наталия Поротикова — о преимуществах и особенностях шопинга в современных секонд-хэндах и магазинах винтажа.
Олимпийка Sandro, один размер, 8500 руб; платье Sergey Soroka, размер: S-M, 6000 руб; сумка J Crew, 4000 руб в Second Friend Store
Олимпийка Sandro, один размер, 8500 руб; платье Sergey Soroka, размер: S-M, 6000 руб; сумка J Crew, 4000 руб в Second Friend Store
фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это был самый натуральный шотландский килт, сделанный из чистой шерсти (pure new wool), которую немыслимо стирать даже руками. Ремешки-застежки фиксировали килт надежно, но только в районе талии, так что при сильном порыве ветра юбку сдувало (такие моменты очень любят фотографы, снимающие британских гвардейцев).

Знакомые из кельтоманской среды опознали тартан как принадлежащий клану Макларен; впрочем, покопавшись на сайте-определителе, я не узнала свою юбку ни в одном из четырех принадлежащих Макларенам рисунков.

Отдаленно эта клетка напоминала Diana Memorial, тартан, выпущенный в память принцессы Дианы, и все-таки это был не он. Похоже, в люксовой комиссионке мне попалась все-таки сувенирная вещь, а не родовая. Может, оно и к лучшему: никакой горец не упрекнет меня в том, что я беззаконно ношу его фамильную клетку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще-то, в ту комиссионку я пришла за джинсовой юбкой, а ушла вон с чем. Это обычная история и для более предсказуемых магазинов, просто в комиссионках разброс вещей и времен, откуда вещи, неизмеримо шире.

Туфли Stella McCartney, размер: 37,5, 4350 руб в Second Friend Store
Туфли Stella McCartney, размер: 37,5, 4350 руб в Second Friend Store
фото из открытых источников

Тогда же и там же мне попалась джинсовая сумочка из прижизненной коллекции Moschino, на ней были нашиты игральные карты — на тканевой основе, но даже с двух метров как настоящие. Я тогда просто повертела сумку в руках и отложила, а вот сейчас, с пробудившимся интересом к наследию Франко Москино, многое бы за нее отдала. Поезд ушел. Но вторичный рынок вещей таков, что где-нибудь на etsy мы вполне еще можем встретиться снова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За то время, что прошло с покупки килта, вторичный рынок одежды, обуви и аксессуаров невиданно расцвел. Главных причин две: Интернет и соцсети.

Помимо комиссионок старого типа (вроде «Мечты» или «Второй жизни»), секонд-хэндов и торговли по объявлениям, появились:

  • новые модные комиссионки, вроде Second Friend Store;
  • новые винтажные магазины-проекты, самый громкий — Strogo Association;
  • винтажные маркеты;
  • городские и частные гараж-сейлы;
  • благотворительные магазины;
  • магазины, сдающие вешалки и полки в аренду (я знаю только «Свою полку», но может, есть какие-то еще);
  • продажные группы в соцсетях.

Отдельной строкой отметим свопы — они не про деньги и даже не про обмен, но в перераспределении одежды и обуви б/у тоже участвуют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Брючный костюм, 5 500 рублей в STROGO Vintage
Брючный костюм, 5 500 рублей в STROGO Vintage
фото из открытых источников

При чем же здесь Интернет, спросите вы? Практически все успешные комиссионки последних лет работают именно там. Second Friend Store — это приятный на вид, продуманный и удобный сайт + соцсети, в которых вещи появляются раньше всего. Strogo Association — винтажный кластер на Покровке, объединение нескольких продавцов, — имеет один общий аккаунт и несколько отдельных для каждого проекта. Современные городские маркеты винтажных вещей собирают аудиторию через события в Фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Группы в соцсетях — понятно. Лучшие и самые интересные продавцы, включая знакомую даму-коллекционера винтажной бижутерии шестидесяти с чем-то лет, — умеют в Интернет и соцсети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У новых винтажных и новых комиссионок практически нет ретро-флера, как нет и запаха старых вещей в торговых залах (как они от него избавляются — ума не приложу, но как-то избавляются). И в своих съемках они соединяют подлинные вещи из 80-х так, как если бы это были стилизованные 80-е из кампейна Balenciaga. Это очевидный и немного забавный прием, но он работает. То есть можно разориться на Triple S, а можно нарыть в винтажном, который привозит вещи из Стокгольма, реальные ugly ‘dad’ sneakers из тех времен, и делать вид, что это так и надо.

Но возможная моральная устарелость вещи — не самое сильное из вероятных ограничений. Покупка ношеной одежды не подойдет вам, если вы не принимаете самой идеи носить вещи после кого-то другого по религиозным или иным соображениям. Одна дама рассказала мне, что воспитана в старообрядческой среде с особым отношением к чистоплотности, и поэтому в комиссионные и винтажные магазины просто не заходит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И ещё один момент, который может останавливать, 一 если вы не готовы тратить на процесс выбора много времени. Новые комиссионные типа Second Friend Store хорошо структурированы, у них качественный отбор вещей на входе, но и там нет гарантий, что вы сразу найдете то, что ищете.

Если ничто из вышеперечисленного вас не останавливает, покупка в комиссионном может оказаться и приятной, и выгодной.

Клатч Givenchy, 10 000 рублей в Second Friend Store
Клатч Givenchy, 10 000 рублей в Second Friend Store
фото из открытых источников

Например, есть возможность приобрести дорогую вещь, которую сложно или невозможно купить по цене новой. Одна моя знакомая брезгливо морщила носик при слове «комиссионный», но когда я пришла в туфлях Manolo Blahnik 一 спросила адрес.

В современных секондах можно купить брендовые сумки, особенно если вы жаждете чего-то недоступно дорогого. Но отнеситесь очень внимательно к аутентификации. Вторичный рынок люкса — территория, заминированная подделками. К сожалению, даже опытные сотрудники самой старой московской люксовой комиссионки могут не туда посмотреть и случайно принять на комиссию фейк. Для спокойствия покупателей в некоторых местах вещь отдают на сутки, чтобы покупатель мог сделать экспертизу. Хороший недорогой вариант проверить вещь, если вы сомневаетесь 一 фейсбучная группа Authentic.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна находка — оставшиеся от тучных лет вещи-инвестиции, кому надо. Журнальные рекомендации нулевых дали обильные всходы в женских офисных гардеробах: девушки послушно покупали тренчи, бежевые лодочки, брендовые сумки четкой формы. Потом это все либо редко носилось, либо надоело. Оказалось, что «вы будете носить это годами» 一 не всегда и не для всех достоинство. Но вот добротный твидовый пиджак я бы начала искать именно с продажных групп и хороших комиссионок.

Водолазка Jean Paul Gaultier, 4 200 рублей; юбка Jean Paul Gaultier, 4 500 рублей в STROGO Vintage
Водолазка Jean Paul Gaultier, 4 200 рублей; юбка Jean Paul Gaultier, 4 500 рублей в STROGO Vintage
фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ищите там же веселую дичь, она тоже иногда попадается. Чудные, странные, редкие вещи, надетые на вечеринку один раз. У вас будет значительно более широкий выбор, чем в обычном магазине. Коллекции крупных ритейлеров обычно делаются в соответствии с трендами, то есть с определенными цветами, силуэтами и длиной. В 2015 году все магазины были завалены марсалой, потому что Pantone объявил марсалу цветом года. Но что делать тем, кому тренд не идет? Искать в других местах, конечно же!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, наконец, момент неожиданности и лотереи. Вещи можно найти удивительные, иногда высокого качества и известного бренда, иногда по очень выгодной цене. В продажных группах соцсетей часто продают результаты неудачного онлайн-шопинга, когда не подошел размер или не идет модель очков. Как правило, это хорошие, достойные (для себя же выбирали), абсолютно новые вещи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Очки Gucci, 5 500 рублей в STROGO Vintage
Очки Gucci, 5 500 рублей в STROGO Vintage
фото из открытых источников