Ника Белоцерковская: «Некого винить, когда дура»
А.Ц.: Ника, реально некого, что ли, винить, кроме себя?
Н.Б.: Есть.
Винишь?
Конечно же, виню, как любой нормальный человек, пытаюсь переложить ответственность на другого. Но фраза хорошая и по сути верная. Следующий вопрос.
Мы друзья, мы из Питера, поэтому давай перейду сразу к унижениям. Как тебе твой возраст? Мне вот
мой что-то уже не очень, подбирается липкий страх.
Слушай, я тоже все жду, когда же наконец наступит панический страх от возраста. Он пока не наступает,
но появляется такой страх страха.
Страх страха одиночества или чего-то еще?
Если ты про одиночество женское, то присутствие в моей жизни мужчины точно так же равнозначно самореализации, любопытству, тому, что меня окружает, какой-то необходимости пожирать все вокруг глазами,
чувствами. Я в этом смысле очень... наверное, нескромно говорить о себе «объемная», но все-таки объемная.
Скромность вообще порок.
Как говорит Сергей Владимирович Шнуров.
Но тем не менее в этом возрасте есть какие-то недостатки.
Слушай, недостатки – это когда неприятно смотреть на какие-то изменения в своем отражении, что не может не раздражать. И конечно, колоссальные плюсы – ты просто понимаешь, что тебе на самом деле уже все равно.
Скажи, у тебя депрессий не бывает?
Бывают. Такие, что мама не горюй.
Как из них выходишь?
Как вхожу, так и выхожу. Все мы знаем некий закон: если ты ложишься на пол и начинаешь думать о своей депрессии, то она побеждает. Встал – вышел.
Окей, чего ты в жизни не достигла и понимаешь, что уже не достигнешь? Чего бы ты хотела?
Я всегда очень хотела снять кино, но я понимаю, что уже никогда этого не сделаю, потому что я не режиссер. Поняла, что я оператор. Я бы, может, с удовольствием поработала бы в каком-нибудь проекте именно
как оператор.
Та вещь, которой ты особенно гордишься? Допустим, ты пришла на свидание и у тебя есть 30 секунд,
чтобы что-то сказать о себе.
То, что я скажу, человека отпугнет. А больше всего я горжусь своими сыновьями.
Тут точно есть кем гордиться. Едем дальше. Деньги всегда означают успех?
В большинстве случаев да.
Бедный человек – всегда неуспешный?
Нет. Есть сознательный отказ от денег как от формы доказательства успеха, на который люди идут сознательно. Вроде Петра Мамонова, ты понимаешь.
Если бы твои книги не продавались, ты бы продолжала их писать?
Конечно. Для меня важнее процесс, чем собственно результат.
Самая бессмысленная трата денег в твоей жизни?
На благотворительном аукционе я купила, будучи глубоко замужем, свадебное платье Valentino за миллион
долларов. Оно было потеряно при переезде. Я его даже ни разу не видела.
Ты сразу потеряла платье за миллион долларов?
Да.
Как думаешь, для мужчины штамп в паспорте важен? Твое мнение как женщины.
Да, конечно.
То есть жена и не жена – это немного разные вещи?
Конечно.
Для тебя?
Нет.
Тогда зачем ты замуж выходила столько раз?
Я никогда не рвалась замуж. Это на мне женились.
Хорошо. У человека должна быть какая-то причина. Назови свое женское качество, которое сложно
перенести мужчине.
Ну, назовем его своенравностью.
То качество, ради которого с тобой оставались?
Назовем его своенравностью.
То есть и то и другое. Тебе когда-нибудь удавалось серьезно менять людей?
Да.
Что ты в них изменила? И стоит ли вообще людей менять?
Отношение к себе.
Тебе удавалось изменить в людях отношение к себе. То есть человека, который любил себя, ты переучивала, и он начинал себя ненавидеть?
Такое тоже бывало. (Смеется.)
Ты готова общаться с подлым, но интересным человеком?
Готова.
И ты понимаешь риск этого общения? Неужели так мало интересных и не подлых?
Очень мало. Мало просто интересных, а дальше уже подлый или не подлый – не имеет никакого значения.
Тебя предавали?
По мелочи да, много раз. По-крупному – два.
Прощала?
Прощала.
Есть кто-то, кого ты не простила?
Есть.
А тот человек об этом знает?
Да.
И ты ему в лицо об этом сказала?
Конечно.
Будет возможность отомстить – отомстишь?
Ты знаешь, я, наверное, забавная, как все нормальные добрые люди, и при всей моей внутренней несдержанности лелею интерес к мужчине во время самого процесса конфликта. Как только конфликт внутри заканчивается, теряю к нему интерес. То есть как такая вот компенсаторная составляющая.
Как считаешь, много ли людей, которые тебя не простили? Ты знаешь хотя бы одного?
Знаю, конечно. Да, есть.
Такое их отношение к тебе обоснованное?
Обоснованное.
Готова ли ты общаться с человеком добрым, но глупым?
Готова так же, как с умным и подлым, потому что, опять же, с возрастом действительно начинаешь выделять в человеке какое-то базовое качество. Вот доброта и ум – это базовые качества.
То есть глупым и подлым к тебе не обращаться?
Нет, категорически.
А добрым и умным звонить сразу же?
Да. Я открыта для предложений.
Ты легко прекращаешь отношения?
В первый раз я очень смешно развелась: просто встретила человека и никогда больше домой не вернулась.
А сколько лет до этого ты была с этим человеком?
Пять лет.
И сколько с ним была потом?
Шесть лет.
А почему от того ушла? Снова кого-то встретила?
Да. (Cмеется.)
Ты тогда ни разу не пожалела?
Конечно, жалела, но было поздно.
Твой ребенок выбирает вид деятельности, который сопряжен с огромным риском для жизни. Ты ему разрешишь это сделать?
Нет. У меня старший сын пытался пойти воевать, и вот тут я...
Ты считаешь себя красивой?
Нет.
Ты сказала, что мужчины тебя ценят за своенравность. За что еще? Не только же за это.
У меня неплохая фигура, и, наверное, я достаточно симпатичная. Красивой себя не считаю. Я вообще немногих людей считаю красивыми.
Мужская верность – ключевое для тебя?
Да.
Почему?
Я сама верная. Для меня это вопрос справедливости и некоей внутренней гармонии. Я начинаю изменять
только после того, как изменили мне.
Тебе не кажется, что супружеская неверность несколько противоречит нашему физическому и эмоциональному устройству?
Конечно. Но это история про опрятность в отношениях. Неверность бывает разная. Нельзя делать больно любимым людям – вот в чем я уверена.
А ты делала?
Делала и потом очень этого стыдилась.
Ты согласна, что человек без ярко выраженных пороков скучен и рядом с ним невозможно находиться?
Нет, не согласна. Порочность никак не связана с талантом, одаренностью и так далее.
Талантливому человеку позволено больше, чем неталантливому?
Да.
Даже в вопросах этики?
Да.
И даже по отношению к тебе?
Да.
Представь ситуацию: молодой человек начинает ухаживать за девушкой, у них недолгие отношения. Просто так полгода пообщались, и в этот момент у девушки случается какая-то проблема со здоровьем. Он обязан с ней остаться дальше?
Нет, не обязан. Большинство проблем людей оттого, что они считают, что им кто-то что-то должен.
То есть мужчина, который прожил с женой 20 лет и решил, что пора разойтись, не должен с ней оставаться?
Не должен. Каждый человек вправе в любую секунду встать и уйти из любой жизненной ситуации. Но и это тоже вопрос этики, бросать можно по-разному.
Ты когда-нибудь была в долгих отношениях с мужчиной, сильнее которого ты себя ощущала?
Да.
Тебя это напрягало?
Очень.
Это исправимо?
Нет.
А сам человек может стать сильным?
Возможно, но такого я никогда не видела.
Вещи, которые ты людям не прощаешь?
Лень. Ты можешь быть дурой, но бесконечно красивой, ты можешь быть жадной, но великолепной матерью, ты можешь быть скучной, но глубоким и вдумчивым человеком. Если ты ленива, ты – животное.
Был такой человек – Франсуа де Ларошфуко. Он говорил, что мы гораздо проще относимся к человеку,
когда он порицает наши принципы, чем когда он порицает наши вкусы.
У нас есть набор персональных культурных кодов, которые мы набирали всю свою жизнь, это такой драгоценный багаж, собранный нами от рождения и до... Конечно, ты на это обижаешься. Я никогда не смогу общаться с мужчиной после какой-то фразы, какой-то чисто языковой.
Я написал книгу, показал тебе, и ты поняла, что это полное г**но. Ты мне скажешь?
Нет.
Почему?
Потому что я тебя люблю и не захочу обижать.
Ты большое количество времени проводишь за границей, я правильно понимаю? И много общаешься с иностранцами. Мы, русские, другие?
Абсолютно.
А что другое?
Рациональность.
Мы менее рациональны?
Да.
Ты сидишь на спектакле, который тебе откровенно не нравится?
Я ухожу. Я встану и выйду, потому что для меня это мучительно. Я научилась уходить. Это было непросто.
Из всего вышесказанного я понимаю, почему для коллаборации с Александром Тереховым ты выбрала
слоган «Моя жизнь: когда хочу, тогда и дура». Тем не менее раскрой его смысл во всей, так сказать, глубине.
Во-первых, он делится на две части. Первая – «моя жизнь». Точка. Мы понимаем, что за этим стоит самодостаточность и твоя жизнь. А «когда хочу, тогда и дура» – история о любопытстве, яркости, спонтанности, витальности и жажде жизни.
Вот ты говоришь «самодостаточность». А не раз говорила, что полезешь в чужой телефон.
Полезу. Но всегда предупрежу об этом. Я человек тревожный и хочу знать правду. И я полезу только тогда, когда твердо, на 99%, уверена, что там точно есть что-то, угрожающее моей безопасности. Полезу и найду. Больная интуиция.
Помнишь слова Морфеуса: «Нео, вот такая х**ня, брат: все, что есть вокруг тебя, – это ненастоящее. Это иллюзия: ты сидишь в капсуле и смотришь телевизор. На самом деле все, что ты видишь, – ненастоящее. Ты можешь остаться и жить дальше замечательно, и все у тебя будет хорошо, а можешь узнать правду, она будет неприятной, но это будет твоя настоящая жизнь». Что ты выберешь?
Второе. Идея – как вирус, ты дальше с ней не сможешь жить.
Как бы ты поступила на месте Анны Карениной?
Я ненавижу этот персонаж лютой ненавистью. Я бы никак не поступила на месте Анны Карениной, потому что я бы в ее ситуацию не попала.
На каком этапе ты бы в нее не попала?
На этапе, наверное, потери самоуважения, потому что в какой-то момент в романе абсолютно очевидно, что Вронский ее разлюбил, охладел к ней, бежит от нее, а она пытается его догнать и сожрать. В общем, эгоистичная, глупая, эгоцентричная, не думающая о последствиях своих поступков женщина.
То есть злобная тупая сука?
Нет, она голодная жадная дура.
Вот за что я тебя люблю, так это за точность формулировок.
В любви друг другу признались, может пора заканчивать?
Наконец-то!
___
Интервью: Александр Цыпкин.
Фото: Николай Зверков.
Стиль: Алиса Жидкова.
Волосы: Ольга Пекарчук, «Белый сад».
Макияж: Екатерина Яковишена, «Белый сад».
Ассистент стилиста: Виктория Казарян.
Продюсер: Ульяна Кальсина.