Нормкор: непростой простой стиль (чего вы не знали, а надо бы)

Стилист Агафья фон Громм гадает, жив ли еще стиль нормкор.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оказалось, не казалось

Недавно проведенный мною срез рынка выявил интересную вещь: большинство поклонников незамысловатого комплекта майка-джинсы-кеды пребывают в железной уверенности, что являются адептами стиля «нормкор». Они апеллируют к удобству в одежде как основе этого направления и решительно заявляют, что главной задачей нормкора является обеспечение отсутствия внимания со стороны социума. Чаще всего аргументы сводятся к нежеланию выделяться из толпы, таким образом демонстрируя свободу нравов, в частности — от гнета подиума, выстреливающего трендами дважды в год артиллерийской очередью по любителям «не заморачиваться по шмоту».

Неудивительно, что, заявляя о своей приверженности стилю нормкор, отождествляя его исключительно с удобством и всячески отстаивая свое право на него, эти люди выглядят как Незнайка-в-солнечном-городе и иллюстрация к поговорке «Слышу звон, да не знаю, где он». Чаще всего они просто ленятся поработать над своим стилем или хотя бы узнать побольше о том же нормкоре. А зря, ведь зверь-то интересный.

Начнем с начала

Итак, поговорим об истоках стиля нормкор, зародившегося в Северной Америке, а точнее в Нью-Йорке начала 90-х годов прошлого века. Популярный тогда стиль считался «антистилем» и выступал в качестве преемника стилей панк и гранж, занимавших такую же должность годами ранее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вчерашние панки и гранжи повзрослели, остепенились, слезли с иглы, наконец, и вернулись в общество. Однако потребность в субкультуре и никогда не выходивший из моды интерес к авангарду настойчиво искали свое выражение. Очень кстати в этот момент рынок моды превратился в перенасыщенный восточный базар, восточный — в прямом смысле слова, ведь в наши страны хлынул поток одежды «made in Сhina». С одной стороны, этот поток дал небывалую волю безграничной фантазии притомившихся модников, а с другой — сильно перекормил неподготовленного обывателя. В результате слияния искавшего выхода авангарда и мощного напора со стороны моды, как по закону Архимеда, в качестве силы противодействия, вспыхнула ярким огнем тематика нормкор. Стараясь скрыться от вездесущего ока моды, призывно смотрящего с каждой витрины, а также оказать ей посильный бой, адепты стиля решили, что во времена обилия трендов самым трендовым будет отказ от этих самых трендов (не очень сложно?). Это был протест, философия, а значит, желание быть услышанными, то есть выделиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не апрельские, но тоже тезисы

А теперь главное: ключевым тезисом стиля нормкор является понятие «выделяться, не выделяясь». Выделяться, понимаете? В этой связи можно торжественно переместить в топку аргумент про нежелание выделяться из толпы, повсеместно используемый джинсонадевателем и кедоносом как несостоятельный. Фишкой адептов нормкора в 90-е как раз являлась способность выделиться из пестрой толпы, надевая нарочито простые вещи, тем не менее довольно тщательно стилизованные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не стоит путать современных носителей ничем не примечательных маек, унылых свитеров и растянутых худи с приверженцами стиля нормкор. Они вообще не принадлежат ни к какому из стилевых направлений и, что самое главное, действительно потерялись в толпе, никак не выделяясь на фоне аналогично скучно одетых людей. А это уже не протест и, соответственно, не нормкор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как нас «развели» дизайнеры

Еще один важный момент - маркетинговый фокус нормкора: этот стиль стал в том числе популярен, так как простую одежду гораздо проще продать, чем нечто более замысловатое. Куда сложнее образовывать социум в части моды, преследуя цель повысить всеобщий интерес к действительно выдающемуся дизайну. Вовремя поняв направление течения денежных потоков, исходящих от покупателей, сметливые дизайнеры переключились на эту золотую жилу и принялись разбавлять свои коллекции элементами, которые вполне можно счесть за нормкор: кроссовки, пуловеры, водолазки и майки (разве вы можете вспомнить майки в коллекциях модных домов, скажем, в 80-е?). Такой подход помог многим брендам захватить большую часть рынка и приобрести новую целевую аудиторию. Лицемерно? Это просто бизнес, детка, ничего личного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немного новостей

То, что происходит сейчас со стилем, очень важно знать тем, кто искренне верит, что одевается именно согласно законам нормкора, а также интересуется этим стилем. О причинах вновь воскресшей популяризации стиля нужно думать в связи с политическим базисом, ну а я пока приступлю к новостям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, как и любой стиль, наш герой претерпевает свою эволюцию, и на данный момент актуальным нормкором выглядит одежда в стиле Гоши Рубчинского и его коллег Vetements, чье название уже само по себе нормкор — от французского «одежда», бренд COS, а также необычные кроссовки (например, Yeezy).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако позволяет ли эта одежда отвлечь внимание от себя? Нет, совсем напротив — и это не противоречит самому стилю, потому что современный нормкор одновременно и подчеркнуто опрятный (даже простой, можно сказать (COS)), и бунтарский (Vetements), а ведь именно такой простой бунт против обилия трендов — главный исток этого непростого простого стиля.

Агафья фон Громм, Милан

Материал впервые опубликован на Cosmo.ru 9 ноября 2017 года