Покровительница удобства: что подарила миру моды дизайнер Клэр Маккарделл
Имя Клэр Маккарделл, включенное в список «Ста самых влиятельных американцев XX века», теряется на фоне легендарных, современных модельеров. И тому есть весьма объективная причина – ее работы не отличаются особенной роскошью и изысканностью. Тем не менее, пройти мимо Маккарделл – все равно, что отрицать в своем гардеробе наличие хотя бы одного легкого платья, подходящего для повседневной носки. Ведь именно Клэр создала функциональные и одновременно элегантные коллекции женской одежды, благодаря которым ее начали считать основоположеницей демократичной американской моды.
Маккарделл родилась в 1905 году, и интерес к одежде возник у девочки буквально с пеленок. Ее мать Элеонора постоянно выписывала огромное количество модных журналов, которые маленькая Клэр с увлечением рассматривала. Она вырезала картинки и экспериментировала с ними: добавляла к корсажу одного платья юбку от другого, всячески изменяла рукава и форму выреза. Повзрослев, Маккарделл отложила в сторону бумажные эскизы и открыла для себя мир настоящих тканей. Она начала детально изучать предметы не только женского, но и мужского гардероба – одежда братьев вызывала у юного дизайнера неподдельный восторг, так как именно ее она считала наиболее рациональной и удобной. Тогда Клэр пообещала себе, что, когда вырастет, обязательно внедрит в свои коллекции элементы мужского костюма – ей казалось, что именно они помогут сделать женскую одежду более комфортной.
Мечты Маккарделл постепенно начали осуществляться. Дизайнер поступила в Нью-Йоркскую школу изящных и прикладных искусств, где ее модные эксперименты достигли своего апогея: Клэр покупала подержанные французские платья, разбирала их, а затем вновь собирала, как в детстве, и тщательно работала с кроем. В 1926 году исполнилось еще одно желание – Маккарделл посетила главную столицу моды – Париж. Там она познакомилась с творчеством Мадлен Вионне, оказавшей колоссальное влияние на Клэр. Как говорила сама Маккарделл, модельер научила ее самому главному – пониманию того, что такое одежда вообще и как она работает.
В 1928 году Клэр успешно закончила школу в Нью-Йорке и отправилась в долгое путешествие по миру моды, которое началось с ее работы в качестве модели. Она получила должность ассистента дизайнера в одном из лучших ателье на Пятой авеню, затем ей выпал шанс попробовать себя в качестве главного дизайнера в мастерской по производству трикотажа и вязаной одежды. Однако ей не удавалось задержаться в одном месте надолго – Маккарделл увольняли за то, что она делала одежду «для собственного удовольствия». Дизайнерам того времени было сложно разглядеть гениальное в простых коллекциях Клэр, которая как никто другой понимала женщину XX-го века и осознавала, в какой одежде она действительно нуждается.
Период проб и ошибок завершился вполне достойной наградой – модельер Роберт Терк взял Маккарделл на работу в качестве своего ассистента. Терк стал главным дизайнером в компании «Таунли Фрокс», но в 1932 году трагически погиб. Его должность заняла Клэр.
Начиная с этого времени вдохновению Маккарделл перестал кто-либо препятствовать. Она начала свободно творить и создавать коллекции такими, какими видела их сама. Маккарделл с воодушевлением наблюдала за модными показами в Париже, куда ездила несколько раз в год, но ей безумно хотелось создать нечто свое, абсолютно новое, максимально удобное и комфортное. Европейская мода, которой подражали все страны мира, казалась ей не совсем подходящей для Америки, где все люди вели достаточно активный образ жизни. Клэр видела американскую моду свободной, лишенной множества трудно расстёгивающихся застежек сзади, непрактичных тканей и сковывающих движение силуэтов.
Ее первой оригинальной моделью стало «монашеское платье» косого кроя. Оно легко облегало фигуру и отлично сочеталось с поясом, который можно было по-разному завязать вокруг талии. Затем Маккарделл создала комплект одежды из немнущихся тканей. По задумке дизайнера вещи должны были легко комбинироваться друг с другом и служить превосходным дорожным гардеробом.
Еще через несколько лет Клэр начала экспериментировать с купальниками – сделала высокий вырез на бедрах, что заметно удлиняло ноги, и придумала «купальник-пеленку», который полностью соответствовал своему названию – его можно было обернуть вокруг тела, пропустить между ног и закрепить сзади. Так, при помощи достаточно простого механизма, фигура становилась более подтянутой и изящной.
Постепенно Клэр Маккарделл реализовала свою маленькую детскую мечту – начала применять в коллекциях краевой шов вподгибку, который ранее использовался только для пошива мужской одежды. С его помощью платья, костюмы и прочие элементы женского гардероба становились функциональными и пригодными для повседневной носки. Маккарделл обожала большие накладные карманы, плотный шелк, но, самое главное – она была без ума от широких поясов-корсажей, которые мгновенно превращали свободное летящее платье в элегантный А-силуэт, подчеркивающий фигуру.
Клэр Маккарделл ни на минуту не переставала колдовать над своим излюбленным предметом гардероба. Во время Второй мировой войны она представила миру первый «кухонный» наряд простого кроя, с пышной юбкой и фартуком. В нем было удобно заниматься домашними делами и в то же время выглядеть привлекательно. Ближе к середине 20 века на свет появилось впоследствии ставшее знаменитым платье-халат с запахом, которое надевали поверх другой одежды.
Однако наибольшую популярность приобрело так называемое «платье-минутка» – видоизмененное «монашеское платье» с коротким рукавом и тонким поясом, силуэт которого напоминает песочные часы. Выполненное из простой, приятной на ощупь ткани – шелковой тафты – это платье стало символом практичности и женственности. Оно делало женщину женщиной без корсетов, пышных юбок и кружева. При помощи простого материала Маккарделл удалось, не утягивая фигуру и не создавая дискомфорта, подчеркнуть изящные формы женщины. Это платье легко вписывается и в современные модные стандарты – разные вариации «платья-минутки» встречаются в коллекциях таких гуру моды, как Dolce&Gabbana, Lanvin и т.д.
За год до смерти Клэр Маккарделл вышла ее книга «Что надеть? Что, Где, Когда и Почем в моде», в которой изложена вся философия гениального дизайнера. В нее помещен список терминов, тезисов, определений и принципов, которыми руководствовалась Клэр на протяжении всей своей профессиональной деятельности. О Маккарделл и ее книге писали статьи, а в 1955 году она появилась на обложке британского журнала «Times».
Можно сказать, что Клэр Маккарделл положила начало созданию «американского стиля» и своими коллекциями, созданными под эгидой удобства, задала правильный вектор для последующих модных деятелей. Ее работами восхищались Donna Karan, Calvin Klein и другие. Маккарделл внесла грандиозный вклад в историю моды и стала одной из самых влиятельных персон в этой сфере – ведь именно она доказала людям, что истинная красота содержится в простых вещах.