Русская Коко Шанель: история Надежды Ламановой
Когда мы думаем о моде начала двадцатых годов, в уме проносится море французских фамилий всемирно известных дизайнеров и кутюрье, дома и наследие которых до сих пор имеют огромное влияние на современную моду. Но, к сожалению, вряд ли кто-нибудь вспомнит об отечественных творцах - то ли от небольшого пренебрежения русской модой как таковой, то ли от того, что советская идеология не очень моду почитала. Но ведь были же одаренные люди, настоящие таланты, имена которых гремели не только на просторах нашей необъятной родины, но и за рубежом. Например, Надежда Ламанова.
Надежда родилась в бедной дворянской семье. Закончив восемь классов, она отправилась в Москву, определившись с тем, чем хочет заниматься — создавать одежду. Там, проучившись два года в школе кройки и шитья Ольги Суворовой, она устроилась в ателье Войткевичей. На работе она сразу же снискала славу талантливой юной мадемуазель, которая измучает примерками, но в результате выдаст наряд уровня парижских модных домов.
Обзаведясь связями и клиентами, в 1885 году в возрасте всего 24 лет Ламанова открыла свое ателье. Реализовавшись как модельер, Надежда не переставала совершенствоваться — она регулярно ездила в Париж, где держала квартиру, знакомилась с французскими модельерами (например, с Полем Пуарэ), изучала историю искусств, этнографию и последние тенденции моды. Ламанова славилась тем, как мастерски, всего лишь заколов ткань по фигуре булавками, без эскизов, создавала платья.
Она с легкостью скрывала недостатки фигуры и подчеркивала достоинства, она сама говорила: «Всякий человек, несмотря на все недостатки его тела от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным». Такой талант не мог остаться незамеченным, поэтому в 1898 году она становится поставщиком двора Императорского величества Елизаветы Федоровны.
Множество клиентов, грандиозный успех, невероятный доход, Ламанова была на пике. Далее последовали знакомство со Станиславским и создание костюмов для постановок Московского Художественного театра.
Но все было разрушено в один миг. С приходом революции Надежда Ламанова потеряла все: огромное ателье, московское поместье и место в жизни. Но, несмотря на такой поворот судьбы, уезжать из страны она отказывалась, хотя мировое имя искусного модельера обещало хорошие перспективы в том же Париже, куда эмигрировала большая часть ее клиентуры и где мода на все русское была на пике. В 1919 году ее арестовывают и отправляют в Бутырскую тюрьму за дворянское происхождения. Помощь ее клиентки, гражданской жены Горького и согласие самой Ламановой сотрудничать с властями и творить советскую моду проложили ее путь на свободу. Таким образом Надежда Ламанова встала у истоков советской моды.
Ее сотрудничество со скульптором Верой Мухиной принесло гран-при на выставке в Париже. Всю жизнь работавшая с самыми лучшими тканями, которые сама привозила из Франции, в период дичайшего дефицита Ламанова не нашла ничего иного, кроме как работать с холстом, военным сукном и перешивать одеяла.
Крах текстильной промышленности воззвал к смекалке и фантазии многих советских портных того времени. Несмотря на грубые ткани и бусы из хлебного мякиша, творения модельера произвели фурор.
На этом сотрудничество Ламановой и Мухиной не закончилось. Позже они создали концепцию универсальных вещей для нового времени — то, что каждая женщина могла бы сшить своими руками и создать новую вещь. Выкройки были ужасно простыми, из 4 полотнищ можно было с легкостью создать платье, тунику или блузу, используя старую скатерть, штору или платок. Сама модельер находила тот факт, что делала моду простой и доступной, весьма отрадным. После этого триумфа последовали награды на Лейпцигской и Нью-Йоркской выставках.
И вот, потеряв все в урагане революции, Ламанова вновь нашла в себе силы творить, несмотря на все трудности и предрассудки по отношению к моде, которыми полнилась советской идеология. В последующие годы она стала членом Академии Художеств и костюмером театра Вахтангова. За время своей работы она создала костюмы для «Вишневого сада», «Принцессы Турандот», «Женитьбы Фигаро».
Театром дело не ограничилось, она также сотрудничала с известными режиссерами и разработала костюмы для фильмов «Александр Невский», «Поколение победителей», «Ревизор» и даже «Цирк». Последняя картина является самой знаковой, ведь именно Ламанова создавала образы для Любови Орловой — самой знаменитой, популярной и любимой зрителями актрисы того времени. Ее стилем восхищались, его копировали.
Ушла из жизни Надежда Ламанова трагично. В 1941 году театр эвакуировал всех своих сотрудников из столицы, но по какой-то причине Ламанова со своей сестрой опоздали. Театр решил не дожидаться своего художника по костюмам, и Надежда Ламанова застала покидающие театр грузовики с багажом. Это стало для нее ударом, и в тот же день она скончалась от сердечного приступа.
Человек, стоявший у истоков российской и советской моды, Ламанова создавала роскошные платья достойные императриц, но с такой же легкостью разрабатывала и наряды для простого народа. Она любила народный костюм и придумывала одежду для фильмов. Увы, человек, который формировал отечественную моду, остался недооценённым и чуть ли не забытым.
Рената Ибрагимова, Let's Fly to Paris