Способ заработать или вынужденная мера: почему на самом деле российские модные бренды резко повышают цены — отвечают эксперты
За последний месяц большая часть западных компаний, которые производят одежду, обувь и косметику, временно приостановила работу в России. Казалось бы, эта ситуация — отличная возможность для развития отечественных брендов. У нас есть действительно выдающиеся модные бренды (читайте первую и вторую часть подборки, если вы пропустили), а также отличные бьюти-марки. Но предприниматели вынуждены поднимать цены — и это настораживает российского потребителя.
Получается, что в тяжелых условиях бренды хотят «нажиться»? Конечно, все совсем не так. Как объясняет финансовый эксперт и экономист Ольга Чурилова, повышение цен у российских брендов в первую очередь объясняется тем, что сырье для изделий - ткани и фурнитура — закупается в валюте за рубежом. Еще полгода назад доллар стоил 72-75 рублей, а сегодня – более ста. И не имеет значения, откуда везут материалы - из Европы, Китая или, допустим, Турции. Невозможно удерживать цены на готовую одежду на прежнем уровне, если сами ткани за последние две-три недели резко подорожали. Ситуацию усугубляет и тот факт, что сейчас наблюдаются сбои в логистике. Большие транспортные компании приостановили работу, и грузы не могут попасть на территорию России.
Конечно, это не отменяет того факта, что на повышение цены может влиять и недобросовестное поведение некоторых отдельных игроков. На волне повышенного спроса они могут в ближайшие месяцы искусственно завышать цены на свои изделия. Речь идет о более мелких компаниях, так как крупные все же следят за своей репутацией.
Сырьевой вопрос
Вопрос закупки материалов для создания коллекций сейчас стоит очень остро — и речь идет не только о тканях. «У нас 80-100% сырья ввозят из-за границы, поэтому мы жестко привязаны к курсу. Следует помнить, что производственный цикл занимает от 6 до 8 месяцев. Именно поэтому сейчас компании оплачивают заказы на будущий сезон и вынуждены это делать по тому курсу, который есть — иначе можно не успеть по срокам. Также влияет инфляция — как в России, так и в странах производителей. Цены растут на 7-10% только из-за нее», — комментирует Сергей Борисов, CEO бренда 2Mood.
«Все наши ткани итальянские, и их стоимость выросла соответственно курсу евро на 40%, — объясняет Дарья Давлетова, основательница бренда 1.1 onepointone. — Большую часть фурнитуры мы везем из Китая, и расценки на нее поднялись на 80%. Также повышается стоимость типографских работ (бирки, наклейки, пакеты, бланки), а большинство производителей бумаги уходят из России. В Беларуси мы отшиваем нашу линию боди Capsule и нижнее белье. С этой фабрикой мы сотрудничаем уже 5 лет с момента основания бренда. Сейчас это наш основной контрагент. Но расчет все равно идет в евро, поэтому сейчас у нас два варианта — либо соглашаться на новые цены, либо искать другое производство, однако это займет долгое время. Выросла и стоимость обслуживания офиса — от канцелярских товаров до мыла для рук».
Транспортные проблемы
Еще одна важная проблема, с которой сталкиваются отечественные бренды, — это логистика. Даже купленные по новому курсу материалы надо как-то транспортировать в Россию, а большие логистические игроки приостановили свою работу.
Сергей Борисов отмечает, что этот вопрос и так остро стоял на повестке последнее время, но сейчас ситуация ухудшилась: «С логистикой большие проблемы уже второй год. Она подорожала кратно, а те компании, которые обеспечивали адекватную стоимость, не могут гарантировать сроки доставки. До сих пор ощущается влияние пандемии. Эта проблема не разрешилась, а две крупнейшие компании по доставке не могут точно сказать, будут ли они работать. Все это сказывается на цене».
Технические неполадки
Беда не приходит одна: российским брендам пришлось решать вопросы и с программным обеспечением. «Наш прежний сайт находился на канадской платформе Shopify, которая одним днем прекратила сотрудничество с Россией. Сначала компания отключила все отечественные платежные системы, и клиенты больше не могли ничего оплатить. Но нас спасало то, что еще можно было оформить заказ. Мы завершали каждый вручную, связывались с клиентом лично в мессенджере. Затем отключалась и эта опция. Сайт стал практически бесполезным. Как мы шутим: "Смотреть можно, трогать нельзя" или "Вы боди продаете? — Нет, только показываем. — Красивое". Мы принимали заказы через социальные сети, но и этот способ теперь не вызывает доверия. 28 марта нас отключат за неуплату, ведь российские карты больше не принимают. Поэтому мы срочно создаем новый сайт», — рассказывает Дарья Давлетова.
С такой же проблемой столкнулась и Виктория Молдавская, основательница бренда Choux и концепт-стора украшений Viva La Vika. В своем Telegram-канале Вика рассказала, что сайтам ее компании тоже приходится экстренно менять платформу из-за внезапного отключения Shopify. Альтернатив немного: самые популярные системы очень дорогие, процесс «переезда» занимает слишком много времени. Молдавская отметила, что ей жаль терять такую продвинутую платформу для малого и среднего бизнеса, но предпринимательница не считает решение канадской компании справедливым.
Прогнозы на будущее
В ситуации, когда индустрия меняется настолько стремительно, сложно с уверенностью предсказывать будущее, но бренды стремятся максимально ориентироваться на потребителя.
«Мы будем стараться удерживать цены на товары, которые изготовили, но они все равно могут стать выше. Это связано с тем, что таможенные пошлины и вся логистика рассчитываются по текущему курсу. На данный момент могу сказать, что на летнюю коллекцию цены повысятся на 10-20%. Мы снизим свою маржинальность, насколько это возможно, но в осенне-зимний период подорожание будет существенным на всем рынке, если курс не изменится», — рассказывает Сергей Борисов.
Дарья Давлетова придерживается такой же позиции: «На данный момент мы продаем текущий сток по старым ценам, но стоимость будет выше, как только запустим новый сайт — это непредвиденный расход, который нужно покрывать. После тщательных просчетов новой себестоимости мы прогнозируем изменение цен в среднем на 20%. Несмотря на то, что сейчас стоимость абсолютно всего выросла куда значительнее, мы не можем себе позволить поднять цены выше, иначе продукт попросту будет невостребованным».