Трупы на шляпках и горючие платья: жуткие факты из истории моды
Начнем с популярных головных уборов ХIV-ХVII веков – париков. Символ эпохи абсолютизма и театральности нес в себе не только красоту, но и смертельную опасность для обладателя. Дело в том, что во времена Марии-Антуанетты, размеры париков доходили до абсурдных размеров, и чтобы вся эта конструкция не развалилась, мастера-цирюльники использовали в качестве «клея» растопленное сало. И вроде все не так страшно, если бы не грызуны, которые так и норовили поселится в заманчиво пахнущем головном уборе.
Второй аксессуар, который таил в себе риск от отравления – мужские цилиндры. Как и многие другие шляпы, со времен средневековья их было принято отделывать бобровым мехом. Но никто не задумывался о том, что основным компонентом выделки фета является ртуть. Поэтому у Безумного Шляпника из «Алисы в стране чудес» были реальные исторические прототипы, так как пары ртути очень опасны для человека, а при длительном контакте с ними могут вести к расстройствам нервной системы.
Раз уж мы заговорили об отравлении, давайте вспомним модную в викторианскую эпоху мерцающую зеленую ткань. Все бы хорошо, если бы не добывался этот цвет с помощью мышьяка. Следовательно, в таких платья опасно было даже потеть, так как выделяемый пот смешивался с токсином, и впитывался обратно, тем самым медленно убивая девушку. Жертвами становились не только аристократы, носившие одежду, изготовленную из этого материала, но и сами портные и текстильщики.
Знаменитая фраза из песни «Масленица» – гори гори ясно – иронично описывает английских любительниц кринолинов XIX века. В промежутке с 1860 по 1870 года от «кринолиновых пожаров» погибло около 3 000 женщин. Объясняется это просто, большинство огнестойких материалов считались слишком уродливыми, поэтому этот атрибут нижнего платья изготавливали из ткани, которая легко воспламенялась от тлеющей сигареты. Но был в истории случай, когда кринолин спас девушке жизнь. В 1885 году в журнале The Times была опубликована заметка о женщине, спрыгнувшей с моста и выжившей благодаря кринолину, сыгравшему роль парашюта. До сих пор ведутся споры, возможно ли это, поэтому инцидент так и вошел в историю под названием «бристольская байка».
Под занавес стоит упомянуть нестандартные «косметические средства» прошлого. И начать стоит с пудры и белил, без которых просто нельзя представить себе XVII-XVIII века. Лицо в те времена страдало не меньше, так как современных тональных основ не было, а красавицам нужно было добиться аристократической бледности. Им приходилось использовать свинцовые или цинковые белила, также мышьяк и уксус, который надо было пить. При постоянном использовании столь радикальных мер кожа быстро покрывалась язвами.
Помимо, белой как снег кожи, надо было придать выразительности взгляду. В глаза приходилось капать сок белладонны и паслена. Эффект был поразительный: зрачки расширялись, появлялся «загадочный» блеск, и никого не смущало то, что данный метод нередко приводил к галлюцинациям и слепоте. Зато было красиво.