Эксперт рассказывает о славянских обрядах и ритуалах, которые проводили на изломе года
Новый год традиционно считается волшебным праздником, а за последний век он стал своеобразной точкой отсчета для многих людей. В эту ночь мы загадываем желания, составляем новогодние резолюции и планируем всю дальнейшую жизнь. Некоторые даже проводят полноценные ритуалы или обряды, обращаясь к опыту предков. Именно об этом сегодняшняя колонка Марины Голубевой. Она является не только кандидатом наук и доцентом, но еще и автором многих популярных книг о мифологии и магии. Из-под ее пера вышли труды «Славянская магия», «Славянская демонология», «Настоящая история магии» и многие другие, которые издает МИФ.
Приближается самый любимый нами праздник — Новый год. И мы за месяц, а то и раньше начинаем к нему готовиться. Но мало кто задумывается, что Новый год — это совсем молодой праздник, даже современный образ Деда Мороза оформился только к 30-м годам XX века.
Наши предки — славяне и жители древней и средневековой Руси — не считали начало года столь важным праздником, год-то круглый, поэтому его можно было начинать с любого дня. Так и делали. С момента принятия христианства православная церковь стала отмечать начало года с 1 марта по константинопольскому (византийскому) образцу, затем в конце XIV века новолетие перенесли на день Симеона Столпника — 1 сентября, а по указу Петра I начало года было назначено на 1 января, в соответствии с общеевропейской традицией. Простой же народ отмечал совсем другие праздники.
Однако 1 января удачно совпало с целым «букетом» как языческих, так и христианских праздников, которые начинались с очень важного для славян-язычников момента — с дня зимнего солнцестояния 22 декабря. Этот день в православном календаре был посвящен святому Спиридону, поэтому в народе получил название Спиридон-Солнцеворот. Затем были Святки – две недели между Рождеством и Крещением, на которые приходилось и празднование наступления нового года. Как вы помните, Новый год по старому стилю отмечают 14 января, Рождество 7 января, а крещение — 19. Эти дни были максимально заполнены языческими и христианскими обрядами и ритуалами.
Суть языческих обрядов связана с солнцеворотом, то есть с самыми короткими днями и длинными, холодными ночами. По языческим поверьям, в это время старое солнце умирало, а новое только нарождалось. Сила света и тепла слабела, поэтому в это время на Руси гуляла нечисть. Разнообразные демоны, бесы, черти, и связанные с ними ведьмы, пользуясь слабостью светлого божества, устраивали свои шабаши и досаждали людям.
На изломе года истончалась граница между миром живых и миром мертвых, и души умерших (не всегда добрые) могли свободно проникать к людям, греться у костров, лакомиться праздничными угощениями и... предсказывать будущее. Не зря вечера от Рождества до Крещения часто называли страшными, и многочисленные ритуалы, и обряды этого времени так или иначе были связаны с нечистой силой.
В это время важную роль играла защитная магия. Нужно было поддержать еще только родившееся слабое солнце, поэтому люди собирались за околицей и жгли костры. Накануне Спиридоньего поворота в избах гасили огонь в печи, а на утро разжигали общий костер из принесенной лесины (сухого дерева). Причем разжигали живой огонь, то есть добытый с помощью трения, а потом каждый селянин брал головню общего костра и обновлял огонь в домашнем очаге.
Огонь защищал и от разной нечисти, поэтому люди не только жгли костры, но и катали с гор зажженные тележные колеса. Против нежеланных гостей с того света помогали и еловые ветки. Ель издревле считалась деревом мёртвых, и ее ветки втыкали в притолоки, за матицу, развешивали по углам, чтобы не допустить проникновения душ умерших в дом. Наверное, все помнят обычай разбрасывать еловые ветви по ходу похоронной процессии. Смысл этого обряда в том, чтобы не допустить возвращения покойника с кладбища. То есть связь ели с зимними праздниками не случайна, хотя в древности еловые ветки не украшали.
От нечисти и душ мертвых помогала защититься ритуальная пища, поэтому в новогодние и святочные дни готовили особые кушанья. Самыми важными считались поминальные блюда — блины и сладкая каша из цельного зерна на меду, часто приправленная сушеными фруктами. Она называлась кутья или же сочиво. Именно это блюдо дало название кануну Рождества (6 января) — Сочельник. А первый испеченный блин клали на окно (волоковое) для «дедов» — душ предков. Считалось, что в эти праздники они посещают своих близких.
Ритуальным блюдом на сам Новый год считался запеченный поросенок, который назывался Кесаретский, потому что 1 (14) января отмечался день святого Василия Кесарийского. Поросенка покупали вскладчину, и для вкушения этой ритуальной пищи собиралась вся деревня. Позднее общинные трапезы забылись, но на новогодний стол продолжали торжественно ставить студень из свиных голов и ног. Обычай готовить в этот день блюдо из свинины имеет очень древние корни. В языческие времена начало января было связано со скотьим богом Велесом, ему и посвящался этот поросенок.
Важное место в период Святок занимали гадания, и это не случайно. Истончившаяся грань между мирами позволяла заглянуть за завесу реальности и узнать, что сулит судьба. К тому же считалось, что нечистая сила может помочь узнать будущее, а в это время разных бесов и чертей в мире людей было особенно много. По древнему обычаю, собравшиеся гадать на женихов девушки, обязательно звали присоединиться к гаданию чертей и бесов. В ряде мест даже рекомендовалось перед гаданиями снимать крестик, чтобы не отпугнуть нечистых помощников. И ритуалы проводили не дома, а там, где бесам комфортнее — в бане, в овине, на перекрестке дорог, а то и на кладбище.
Святочные гадания необычайно разнообразны, чтобы рассказать о них всех, нужно целую книгу написать. Остановлюсь только на одном, довольно интересном и почти забытом обряде, который называется «подблюдные песни». В этом виде предсказаний гадание превращается в ворожбу, то есть не просто это угадывание, а «программирование» судьбы. Суть обряда в следующем.
Группа девушек, решившихся вверить свою судьбу случайному выбору ведущей, рассаживается вокруг стола. В центр его ставят блюдо с водой (поэтому песни и называют подблюдными), в него каждая девушка кладет колечко или сережку. Затем блюдо накрывают белой тканью (платком) и ведущая начинает пророческую песню, которую подхватывают остальные. Когда куплет закончен, ведущая, не глядя, вынимает из блюда колечко и объявляет: «Кому вынется, тому сбудется!»
То есть пророчество, прозвучавшее в песне, относится к хозяйке вынутой из блюда вещи. Пророчества бывали самые разные и благополучные, и не очень, и совсем трагические так же, как и реальные судьбы у людей. Вот примеры нескольких подблюдных песен с разным значением.
Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка золот перстень.
Мне тем перстенем обручатися.
Кому вынется, тому сбудется,
Не минуется! Слава!
***
Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро!
***
Ползет ежик по завалинке,
Тащит казну на мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро!
***
Стоят санки у лесенки,
Хотят санки уехати.
Ладу, ладу,
Кому поем, тому честь воздаем.
***