50 оттенков токсичности? Психолог прокомментировал отношения персонажей нашумевшей трилогии
Вышедшая более 10 лет назад книга «50 оттенков серого» произвела настоящий фурор среди домохозяек, покорив миллионы читательниц по всему миру. Новая волна началась после выхода экранизации романа в 2011 году, несмотря на достаточно низкие оценки и критиков, и зрителей.
Так в чем же феномен этого литературного творения? Что же полюбилось огромному количеству девушек планеты? На эти достаточно неоднозначные вопросы ответила психолог и коуч Кристина Руссо.
Если смотреть на вопрос несколько поверхностно, то можно сказать, что «50 оттенков серого» – это стереотипная история любви с большим количеством горячих интимных сцен. Однако откуда тогда столь большая популярность и любовь к этой истории, если ее «особенностями» являются характеристики стандартных бульварных эротических романов?
На удивление все достаточно просто, помимо уже упомянутых плюсов произведения (оценку экранизации оставим на суд зрителей) в нем присутствует также хорошая проработка характеров, логика поступков и мотивация персонажей. Ничего не происходит, потому что «так надо», у всего есть свои предпосылки, объяснения, причины. Именно психологическая составляющая занимает здесь достаточно большую нишу, она касается как каждой личности в отдельности, ее психологических травм, так и межличностных отношений: возникновения и решения конфликтных ситуаций в паре, психологию отношений в целом, а также очень распространенный в современном мире аспект зависимых и деструктивных отношений.
Какие отношения между Анастейшей и Кристианом?
Кристиан Грэй
Миллиардер, плейбой, меценат, абсолютно любящий себя и проявляющий эти чувства в свойственной себе манере. Позднее читатели узнают о его драматичном и неоспоримо тяжелом детстве, которое как раз и оставило подобный отпечаток на восприятии любви. С детства отвергаемый, покидаемый матерью и травмированный ее образом жизни, поведением, он боится привязанностей, ведь самый близкий человек — мама — относился к нему подобным образом, применяла к нему физическое насилие. И после такого опыта, он способен воспринимать любовь исключительно в ключе доминирования и боли. Это стало для него основной и привычной моделью поведения, что, конечно, нашло отражение и в сексуальной жизни.
С точки зрения психологии все то, что не запрещено законом является нормой: любое сексуальное желание, эротическая фантазия, проявляемая в реальности и не несущая никому вреда (ни морального, ни физического), не считается патологией, если же эротический аспект начинает приобретать агрессивные, нездоровые краски — то это уже патология. Так что поведение и отношения мистера Грэя в данном аспекте являются психологической нормой.
Анастейша Стилл
Она представлена зрителям, как неопытная в сексуальных отношениях девушка. У нее еще нет сформированного понимания, что такое любовь, и когда она встречает Кристиана, то знакомится с одной из вариаций проявления этого чувства. Она принимает правила игры, но тем не менее предлагает Кристиану совершенно другую модель поведения, которую сама видит в своей проекции, тем самым начиная трансформацию их отношений. С точки зрения психологии, Анастейша является примером позиции «спасатель», проявляющейся в попытках доказать и показать партнеру другую жизнь, другую любовь, она очень хочет спасти его, изменив его восприятие.
Эволюция отношений
Их роман описывается в трех частях, каждая из которых раскрывает психологию пары с абсолютно разных углов и ракурсов. Развитие отношений происходит поэтапно, герои постепенно работают над своими проблемами и травмами, в итоге приходя к классическому варианту совместной жизни и секса.
То есть трансформация отношений экстраполируется на сексуальную жизнь, и таким образом неопытная Анастейша учит Кристиана любви как платонической, так и сексуальной.
Этот фильм о том, что из любых детских травм можно выйти, если и не самому, то с помощью близких и любимых людей. Герои, пройдя через все испытания, преодолев стены непонимания и неприятия, пришли к тем отношениям, в которых они друг друга слышат и чувствуют. Это история о доверии, которое возможно после осознания и принятия в первую очередь себя и своих травм, о восприятии иной точки зрения, позволении себе пробовать нечто новое рядом с близким человеком, в том числе и новые модели поведения.
Через страхи, блоки и Кристиан, и Анастейша выходят на совершенно новые для себя уровни: она (Анастейша) начинает быть равноценной частью их пары, получая удовольствие, а не только обслуживая потребности партнера; он (Кристиан) получает совершенно иное понимание отношений, начинает воспринимать любовь не только через боль, но и бескорыстную заботу, доверие, семейный быт.