Вышедшая более 10 лет назад книга «50 оттенков серого» произвела настоящий фурор среди домохозяек, покорив миллионы читательниц по всему миру. Новая волна началась после выхода экранизации романа в 2011 году, несмотря на достаточно низкие оценки и критиков, и зрителей.
50 оттенков токсичности? Психолог прокомментировал отношения персонажей нашумевшей трилогии

Так в чем же феномен этого литературного творения? Что же полюбилось огромному количеству девушек планеты? На эти достаточно неоднозначные вопросы ответила психолог и коуч Кристина Руссо.
Если смотреть на вопрос несколько поверхностно, то можно сказать, что «50 оттенков серого» – это стереотипная история любви с большим количеством горячих интимных сцен. Однако откуда тогда столь большая популярность и любовь к этой истории, если ее «особенностями» являются характеристики стандартных бульварных эротических романов?
На удивление все достаточно просто, помимо уже упомянутых плюсов произведения (оценку экранизации оставим на суд зрителей) в нем присутствует также хорошая проработка характеров, логика поступков и мотивация персонажей. Ничего не происходит, потому что «так надо», у всего есть свои предпосылки, объяснения, причины. Именно психологическая составляющая занимает здесь достаточно большую нишу, она касается как каждой личности в отдельности, ее психологических травм, так и межличностных отношений: возникновения и решения конфликтных ситуаций в паре, психологию отношений в целом, а также очень распространенный в современном мире аспект зависимых и деструктивных отношений.
Какие отношения между Анастейшей и Кристианом?
Кристиан Грэй

Миллиардер, плейбой, меценат, абсолютно любящий себя и проявляющий эти чувства в свойственной себе манере. Позднее читатели узнают о его драматичном и неоспоримо тяжелом детстве, которое как раз и оставило подобный отпечаток на восприятии любви. С детства отвергаемый, покидаемый матерью и травмированный ее образом жизни, поведением, он боится привязанностей, ведь самый близкий человек — мама — относился к нему подобным образом, применяла к нему физическое насилие. И после такого опыта, он способен воспринимать любовь исключительно в ключе доминирования и боли. Это стало для него основной и привычной моделью поведения, что, конечно, нашло отражение и в сексуальной жизни.
С точки зрения психологии все то, что не запрещено законом является нормой: любое сексуальное желание, эротическая фантазия, проявляемая в реальности и не несущая никому вреда (ни морального, ни физического), не считается патологией, если же эротический аспект начинает приобретать агрессивные, нездоровые краски — то это уже патология. Так что поведение и отношения мистера Грэя в данном аспекте являются психологической нормой.
Анастейша Стилл

Она представлена зрителям, как неопытная в сексуальных отношениях девушка. У нее еще нет сформированного понимания, что такое любовь, и когда она встречает Кристиана, то знакомится с одной из вариаций проявления этого чувства. Она принимает правила игры, но тем не менее предлагает Кристиану совершенно другую модель поведения, которую сама видит в своей проекции, тем самым начиная трансформацию их отношений. С точки зрения психологии, Анастейша является примером позиции «спасатель», проявляющейся в попытках доказать и показать партнеру другую жизнь, другую любовь, она очень хочет спасти его, изменив его восприятие.
Эволюция отношений
Их роман описывается в трех частях, каждая из которых раскрывает психологию пары с абсолютно разных углов и ракурсов. Развитие отношений происходит поэтапно, герои постепенно работают над своими проблемами и травмами, в итоге приходя к классическому варианту совместной жизни и секса.

То есть трансформация отношений экстраполируется на сексуальную жизнь, и таким образом неопытная Анастейша учит Кристиана любви как платонической, так и сексуальной.
Этот фильм о том, что из любых детских травм можно выйти, если и не самому, то с помощью близких и любимых людей. Герои, пройдя через все испытания, преодолев стены непонимания и неприятия, пришли к тем отношениям, в которых они друг друга слышат и чувствуют. Это история о доверии, которое возможно после осознания и принятия в первую очередь себя и своих травм, о восприятии иной точки зрения, позволении себе пробовать нечто новое рядом с близким человеком, в том числе и новые модели поведения.
Через страхи, блоки и Кристиан, и Анастейша выходят на совершенно новые для себя уровни: она (Анастейша) начинает быть равноценной частью их пары, получая удовольствие, а не только обслуживая потребности партнера; он (Кристиан) получает совершенно иное понимание отношений, начинает воспринимать любовь не только через боль, но и бескорыстную заботу, доверие, семейный быт.