«А что ты сделал для планеты»? Полина Сохранова о том, как не впасть в истерику из-за всеобщего помешательства на экологии

Журналист и экс-главный редактор Cosmopolitan Полина Сохранова о том, как найти себя в новой экоповестке
«А что ты сделал для планеты»? Полина Сохранова о том, как не впасть в истерику из-за всеобщего помешательства на экологии

Еще год назад я не думала о том, что буду разделять мусор и ходить по городу со своим термосом, регулярно посещать лекции и дискуссии об устойчивом потреблении. Вопросы экологии и чрезмерного консюмеризма волновали меня лишь теоретически. Конечно, никто в здравом уме не хочет, чтобы планета страдала, но человек так устроен: если есть способ ничего не делать, ничего не менять – он не станет. Километры пластика были где-то далеко, в океанах и лесах, фабрики с несправедливой эксплуатацией труда и выбрасываемым углеродом – где-то на другом конце света, пока я не обнаружила, что тону в информации, которой совершенно не умею управлять
и которую уже невозможно игнорировать. На прилавках магазинов все больше книг о том, как быть экологичным, пресса публикует устрашающие цифры и предсказания надвигающейся катастрофы, блогеры и звезды демонстрируют, как заботятся о будущем Земли, бренды одежды и косметики сообщают, что используют веганские формулы и перерабатываемую упаковку, сажают деревья в лесах Амазонки и хотят стать углеродно-нейтральными. И вся эта картина как тот большевистский плакат, с которого грозный мужчина тычет в меня пальцем и как бы вопрошает: «А что ты сделал для планеты?» Нет, в этом тексте я не хочу заниматься шеймингом потребления и журить за выброшенные фантики. Испытывать чувство вины за свою жизнедеятельность – одна из самых плохих идей, и, как верно выразился философ Тимоти Мортон в книге «Стать экологичным», не надо путать его с ответственностью. Благая и конструктивная мысль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помню, как в интервью для подкаста Goop Гвинет Пэлтроу, давно озабоченная вопросами окружающей среды, говорила Стелле Маккартни, что готова с закрытыми глазами покупать ее одежду, потому что абсолютно уверена в этичности производства.

Так и я хотела бы быть уверенной в безвредности каждой покупки. Но, к сожалению, пока правда в том, что рекламных кампаний, маркетинга и политики вокруг экологичности все больше. Отличить реально благородную инициативу от притворства катастрофически сложно! И тем не менее ответственное потребление отныне – не просто мода, а повестка, которая с нами навсегда. Выбирать «правильный» образ жизни, опираясь на очень неуверенные пока стандарты нового времени, предстоит каждому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и в любом свежем знании, по мере открытий вектор может смениться в любую секунду, и то, что вчера было хорошо, сегодня уже не очень. Поэтому идем шаг за шагом, аккуратно и без истерики. Так, когда-то людям ничего не надо было знать о компьютерах, но потом всем пришлось освоить хотя бы простейшие алгоритмы и правила. Когда-то большинство наших сограждан не учили иностранные языки, потому что не выезжали за пределы страны... Но потом стало ясно, что говорить на них просто необходимо. Признаюсь, до этого момента мне, как и многим людям, было безразлично, что зефир упаковывают сначала в пластик, а потом еще и в коробку, что блузка модного бренда сшита в нищей стране – на фабрике, куда отправляются тонны му- сора и барахла, выкидываемые нами каждый день. И все это оставляет след в атмосфере... Сама возможность частых покупок, посещений ресторанов, перелетов являлась для меня признаком процветания...

Уверена, в скором будущем мы сформулируем иные правила благополучия. Научимся отличать вещи реально необходимые и одноразовые, перерабатываемые и вечные, найдем применение надоевшим предметам и встроимся в рынок вторичной одежды, мебели и аксессуаров, а главное – оставим по- пытки потреблением удовлетворить неудовлетворяемое.