А есть ли идеал красоты: как менялся образ женщины в искусстве — и кто такие современные музы

Где творцы ищут вдохновение?
GettyImages
GettyImages

Образ женщины — одна из вечных тем в искусстве. Подобные творения существовали еще в первобытные времена — до сих пор археологи находят «феминные» статуэтки с пышными формами и настенные изображения, созданные нашими предками. Правда, представление о красоте с тех времен изменилось, да и способы изображать женщин тоже — от мраморных статуй и масштабных полотен мы перешли к диджитал-арту, который помогают создавать модные гаджеты, например, Huawei MatePad 12 X. Решили проследить эволюцию женских образов, которые вдохновляли творцов, а заодно поразмышляли о том, кто же такая современная муза.

Музы-богини в Античности и Средневековье

Grazia
Grazia
GettyImages

Что древние греки, что римляне буквально «обожествляли» женщин. Они не только были хранительницами очага, но и вдохновляли мужчин на подвиги. Именно поэтому в ту эпоху музами считались богини: решительные охотницы Диана и Артемида, символы красоты Венера и Афродита, мудрые красавицы Минерва и Афина. Внешний облик (стройное тело, вьющиеся волосы, аккуратные черты лица) был важен, но личностные качества играли не последнюю роль. Именно поэтому было принято изображать девушек в тех ситуациях, где можно было «считать» характер. Монументальность подчеркивала и форма искусства — зачастую творцы создавали скульптуры.

1403 год
1403 год
GettyImages

В Средневековье во главе угла стояла религия, которая влияла и на искусство. Так что главная муза той эпохи — невинная Дева Мария. Фарфоровая кожа, высокий лоб, едва заметные брови — вот те черты, которые угадываются в средневековых женских портретах, напоминающих фрески. И обязательно кроткий взгляд — символ чистоты и сдержанности, которую так чтили тогда.

Страстные музы Возрождения

«Сикстинская Мадонна» Рафаэль Санти, 1514 год.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэль Санти, 1514 год.
GettyImages

В XV-XVI веках границы расширяются, образ жизни становится более светским, а женская сексуальность больше не считается греховной. Теперь «женщина мечты» — нежная, но смелая. Музы тех лет могли легко вскружить голову творцам. Например, есть теория, что страстная любовь Рафаэля и его легендарная натурщица Форнаринаы чуть не довела художника до смерти.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 1503 год.
GettyImages
«Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, 1490 год.
GettyImages

Эта роковая «двойственность» проявляется и в визуальном образе. Непослушные локоны, улыбка и будто заглядывающий в сердце смотрящего взгляд, пышные нарядные платья (а иногда и вовсе их отсутствие) прямо говорят — пришло время смелых женщин. Решительному образу — масштабное воплощение, поэтому муз изображали на внушительного размера полотнах.

«Кукольные» музы XVIII века и мечтательные незнакомки XIX века

Grazia
Grazia
GettyImages

Эпоха барокко и рококо отличалась претенциозностью во всем: от золотых дворцов до пышных (хоть и неудобных) нарядов. Этот максимализм был словно оторван от реальности, поэтому музами становились не реальные женщины, а их гиперболизированные театральные образы. Если корсет, то очень узкий; если туфли, то миниатюрные; если прическа, то массивная и украшенная самыми неожиданными деталями (вспомните Марию-Антуанетту и ее фигурки в виде сладостей в волосах). Муз можно было найти не только на картинах, но и в предметах декора и бытового обихода.

Жан Оноре Фрагонар, «Качели (Счастливые возможности качелей)», 1767 г.
Жан Оноре Фрагонар, «Качели (Счастливые возможности качелей)», 1767 г.
GettyImages

В XIX веке творцы вернулись к натуральной красоте — и изображать стали не только знатных особ, но и простых девушек в бытовых ситуациях. Эпохе романтизма свойственен «надрыв» — муза должна быть не только красивой, за ней должна стоять история (желательно, с нотой трагизма). По томному мечтательному взгляду и динамичным позам, будто девушку застали врасплох, легко отличить женские портреты тех лет. Они часто появлялись в формате быстрых зарисовок разных деятелей — чтобы точно не упустить тот самый момент.

Такие разные музы XX века

Коко Шанель, 1929 год.
Коко Шанель, 1929 год.
GettyImages

События последнего столетия развивались динамично, поэтому образ «идеальной женщины» постоянно менялся. Начало XX века ознаменовала первая волна феминизма — и музами были те, кто не считался с привычным укладом общества. Легко вспомнить Коко Шанель, которая шила для женщин одежду из «мужского» твида и предложила носить брюки. В противовес нарочитой маскулинности работала «инопланетная» красота, разительно отличающаяся от привычных стандартов, — взять хотя бы Грету Гарбо или Лилю Брик. Способ изображения «идеальной женщины» тоже изменился — теперь их фотографировали и снимали в кино.

Грета Гарбо, 1928 год.
GettyImages
Лиля Брик, 1921 год.
GettyImages

В военные годы музами считались смелые женщины, появлявшиехся на агитках. В 50-х — идеальные домохозяйки из первых телереклам и провокационные девушки с пин-ап- плакатов. В 60-х мир влюбился в дерзкую Твигги в мини, которая стала главной героиней на обложках стремительно развивающегося глянца. Каждое десятилетие «получало» новый идеал и новый способ о нем заявить.

Кто считается музами в современном мире

Белла Хадид на подиуме
GettyImages
Белла Хадид на подиуме
GettyImages

Казалось, что в XX веке все менялось с молниеносной скоростью, но последние годы показали, что нам следует пристегнуться, — впереди постоянные трансформации благодаря популярности разных «коров». А еще появились новые инструменты для создания произведений искусства — например, модный планшет Huawei MatePad 12 X, благодаря которому можно творить в любой ситуации.

Grazia
Grazia
GettyImages

Два года назад музой была Барби — все поголовно переоделись в розовые тотал-луки и в «наивные» украшения. Затем девушки вспомнили про забытый с начала 2010-х вестернкор (взять хотя бы последние выходы Беллы Хадид в широкополых шляпах и дениме) — в гардеробах появились казаки, косухи с бахромой и дерзкие кожаные брюки. В последние сезоны не отпускает и строгий деловой стиль с нарочито маскулинными костюмами и смелыми деталями в духе «офисных сирен».

HUAWEI

Современные технологии создают новые формы искусства: от быстрых фото на телефон до диджитал-творений. Создавать последние помогают современные гаджеты, например, Huawei MatePad 12 X. Эстетичный планшет сам выглядит, как арт-объект — тонкий корпус, и лаконичный дизайн в модном приглушенном мятном или вечно актуальном белом решении. А еще — 12-дюймовый экран с технологией PaperMatte, который создает то самое ощущение от письма по бумаге.

HUAWEI

Этот гаджет подойдет для любой «музы» — и для той, которая творит сама, и для той, которая вдохновляет. Если вы относитесь к первой категории, то точно оцените приложение GoPaint с более чем 100 вариантами кистей. С его помощью можно создавать арт-работы хоть в реалистичном, хоть в авангардном исполнении, и его уже опробовали в деле российские художники. Если же вы настроены инспирировать окружающих на новые творения, то гаджет поможет реализовать любые задумки. Легкий планшет с умной магнитной клавиатурой удобно брать с собой в любые приключения, а еще он может стать стильным аксессуаром — теперь гаджеты рассказывают о нас не меньше, чем туфли и сумки.

Музы всегда были «отражением» эпохи — их образ и выбранная творцами форма искусства рассказывали о том, что волнует общество. Сейчас для женщин нет никаких ограничений. Да, мир меняется быстро, и мы примеряем разные роли, но мы точно можем утверждать, что в 2024 году женщина может быть любой.