Актерское мастерство: как понравиться кому угодно с помощью театральных приемов
Почему-то считается, что учеба делится на полезную (повышение квалификации, спорт, личностный рост и иностранные языки) и хобби-курсы, куда входит все остальное. Но даже из самых бесполезных с виду хобби можно извлечь ощутимую пользу.
Я, например, всегда мечтала быть актрисой. Сочинила оскаровскую речь, очень трогательную, отработала походку для красной дорожки. Но вот как-то не сложилось. Так что пришлось реализовывать актерский талант в театральном кружке. И оказалось, что там учат вполне применимым в жизни вещам. Наш преподаватель, немолодой актер, когда-то блиставший в паре сериалов, сообщил «кружковцам» много мудрых вещей. Мне для вас ничего не жалко, так что делюсь.
Говори убедительно
Если хочешь, чтобы никто не усомнился в правдивости твоих слов, вот эти конкретные слова говори ниже и медленнее, чем говоришь обычно. Ну, тут все понятно: когда человек врет или сомневается – он нервничает, когда нервничает – говорит быстрее и выше. Опробовала на полицейском. И он реально поверил мне, что знак загораживает ветка. Даже позвонил куда-то, чтоб ее срубили. Знак тот, если что, висел на проводе аккурат поперек шоссе.
Используй шрапнель правильно
Шрапнель – это мелкие непроизвольные движения. Они дают акцент. Например, героиня по пьесе в какой-то момент потеряла кольцо. Чтоб зрители это заметили, актрисе надо делать много мелких движений руками, тогда все внимание зала будет приковано к рукам и пропажа кольца мгновенно обнаружится.
Если шрапнель в реальной жизни контролировать – можно, например, отвлечь внимание собеседника от своих недостатков. Вот есть у меня очень противная подружка. Разок с ней встретишься, а потом неделю слушаешь от всех знакомых, как постарела, как немодно оделась и все такое. А у меня в тот раз маникюр был очень немолод. Зато туфли новые. Весь вечер я контролировала руки –только широкие жесты и только по делу. А вот ногой так ненавязчиво поболтала. И сработало. Про облупленные ногти не было сказано ни слова, зато три наши общие знакомые попросили показать, что за супертуфли были на мне в тот раз.
Массовка всегда участвует
Когда главный герой произносит свой монолог, остальные персонажи должны постоянно реагировать на его слова, выражать свое отношение – тогда сцена не будет разваливаться.
Как-то я пережидала дождь на выступлении довольно популярного поэта. И применила этот метод. После окончания поэт сказал мне, что давно не встречал столь внимательного и понимающего слушателя – и отдал мне свой зонтик. Что он читал – не помню, у него дефект речи, не поняла ни слова.
Не знаешь, что делать – копируй соседа
Если в массовой сцене ты вдруг забыл, в каком порядке делать движения и в какую кулису уходить – повторяй действия соседа.
Очень мне этот совет помог в аэропорту небольшого, но экзотического города, где все надписи были похожи на червячков, а персонал не владел ни одним из известных мне языков, включая язык жестов. Наблюдая за явно местной пассажиркой, я нашла и туалет, и курилку, и нужный мне терминал.
Сценарий знает только режиссер
Если актер ошибся в тексте или забыл кусок роли, или сделал не то, не там и не тогда – это заметят только другие актеры и режиссер. Потому что зрители сценарий не читали, а значит, для них все правильно.
Как-то я водила знакомых по городу и свернула не туда. Мы долго выбирались, пришлось ехать на трамвае, а потом на метро. Я не призналась в топографическом кретинизме – и мои друзья до сих пор восхищаются, какие атмосферные места мы посмотрели, каким небанальным маршрутом шли, как трогательно звенел трамвайчик и какие красивые барельефы в метро.
Цени свою органику
То есть не пытайся выглядеть тем, кто не ты. Если ты упитанна и немолода, то, играя Джульетту, играй немолодую упитанную Джульетту. Нет ничего позорнее, чем престарелая русалка, изображающая юную прелестницу.
Я была поражена, что этот прием работает даже в Тиндере. Когда на вопрос «Что тебя волнует прямо сейчас?» я не стала рассказывать о грустном дожде, оставляющем слезы на стекле, а честно ответила, что хочу курицу, а на улице льет как из ведра – мой собеседник приехал ко мне с курицей. Причем сам пожарил.
А самую мудрую мысль в нашем кружке сформулировал не руководитель, а один из актеров. Цитирую дословно. «Если я пойму, что от этого кружка есть польза – немедленно сбегу. Потому что учиться ради пользы – это необходимость, а ради удовольствия – роскошь. Я хочу позволять себе роскошь!»
Текст: Светлана Орлова