Больше, чем муза: как русская эмигрантка Лидия Делекторская стала самым близким человеком для французского художника Анри Матисса

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. В случае со знаменитым французским живописцем Анри Матиссом этой женщиной была не его жена Амели, с которой он прожил больше 40 лет, а ставшая его помощницей и музой русская эмигрантка Лидия Делекторская. И хотя они никогда не были любовниками, их близкие отношения продолжались до самой смерти художника
Теги:

Простая помощница

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Анри Матисс
Анри Матисс
Fotobank / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лидия Делекторская родилась в Томске. В 12 лет она осталась круглой сиротой. Ее родители скончались во время эпидемии тифа и холеры. Под свою опеку девочку взяла родная тетя, и они переехали в Китай. Оттуда Лидия перебралась во Францию, где в 19 лет вышла замуж за русского эмигранта, но брак быстро распался.

В Париже Делекторскую приняли в Сорбонну на медицинский факультет, но позволить себе оплачивать обучение она не могла и поселилась в общине русских эмигрантов в Ницце.

На Лазурном берегу Лидия зарабатывала, как могла — позировала художникам, танцевала, была статисткой на местной киностудии. Тем не менее денег едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Делекторская никогда не слышала об Анри Матиссе. Она познакомилась с ним случайно — очень нуждаясь в работе, нашла объявление, что художнику требуется помощница. В 1932 году Делекторская стала его ассистенткой в парижской студии. Ей было 22, ему — 63. Живописец предложил Лидии работу на шесть месяцев, пока он не закончит писать свою картину «Танец». Та согласилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По прошествии полугода Лидия покинула дом Матисса, но вскоре заболела его жена Амели, и Делекторская вернулась уже в качестве ее сиделки.

Смена роли

Картина Анри Матисса «Розовая обнаженная»
Картина Анри Матисса «Розовая обнаженная»
Legion-Media

Однажды Матисс взглянул на Лидию иначе — не как на помощницу. В 1935 году Делекторская впервые стала его натурщицей. «Через несколько месяцев или через год мрачный и пронзительный Матисс начал смотреть на меня по-другому. За исключением его дочери, у большинства моделей, которые его вдохновляли, был южный тип. Но я была блондинкой. Однажды он сел с альбомом в руке и внезапно сказал мне: "Не шевелись!" И вскоре Матисс попросил меня ему позировать», — вспоминала она.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лидия, которую Матисс называл «снежной королевой», действительно сильно отличалась от его любимых темноволосых моделей. Но, как отмечает биограф Матисса Хилари Сперлинг, художник никогда не позволял себе переступать черту. «Если Матисс и занимался любовью с Лидией, то это было на холсте», — писала она в своей книге «Матисс».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первой картиной, на которой Матисс изобразил Лидию, стала «Розовая обнаженная».

Ревность

Портрет Лидии Делекторской, Анри Матисс
Портрет Лидии Делекторской, Анри Матисс
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Амели, которая сначала была рада появлению Лидии, со временем начала подозрительно относиться к их с Матиссом отношениям.

В течение следующих четырех лет Лидия была единственной моделью Матисса. Но художник доверил ей и другие обязанности — она руководила студией, договаривалась с продавцами, галереей, стала его творческим партнером. Одним словом, стала для него всем. Амели это сильно возмущало. «Мадам Матисс хотела, чтобы я ушла, но не из женской ревности — о супружеской измене не могло быть и речи, — а потому, что я управляла всем домом», — вспоминала Делекторская.

Именно эта потеря контроля в итоге вынудила Амели поставить мужу ультиматум — угрожая расторгнуть брак, она велела супругу уволить Лидию. Матисс выбрал жену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почувствовав, что цель в жизни потеряна, Лидия пыталась застрелиться, но, к счастью, пуля прошла мимо.

Воссоединение

Портрет Лидии Делекторской, Анри Матисс
Портрет Лидии Делекторской, Анри Матисс

В 1939 году жена Матисса все равно подала на развод, и Лидия вернулась к художнику, оставшись с ним до конца жизни.

Когда в 1941-м ему диагностировали рак, он практически перестал ходить, но продолжал работать — во многом благодаря Лидии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вы хотите знать, была ли я "женой" Матисса? И нет, и да. В материальном, физическом смысле этого слова — нет, но в духовном смысле — даже больше, чем да. В течение 20 лет я была "светом для его глаз", и он был единственным смыслом моей жизни», — писала Делекторская.

Матисс умер в возрасте 84 лет в 1954 году, на следующий день после того, как сделал последний портрет Делекторской обычной ручкой. Лидия знала, что его семья не позволит ей прийти на его похороны, поэтому сразу уехала.

Делекторская прожила в одиночестве всю оставшуюся жизнь, посвятив себя работе с наследием художника. Она помогла организовать выставки Матисса и открыть музей на его родине в Ле-Като-Камбрезис. Все завещанные ей Матиссом работы (около 90 произведений искусства) Делекторская передала в Эрмитаж и Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Десятилетия спустя Делекторская написала две книги о своем опыте жизни и работы с художником. Лидия покончила с собой, когда ей было 87 лет. В своей последней записке она пожелала только одного: «Пожалуйста, положите рубашку Анри Матисса рядом со мной».