Дама в пуантах: как Матильда Кшесинская свела с ума сразу троих мужчин из дома Романовых

После выхода скандального фильма «Матильда» история взаимоотношений знаменитой балерины с семьей императора России стала одной из наиболее обсуждаемых. Разберемся, как танцовщице удалось покорить сердце наследника престола, а позднее и его родственников.

Роковая женщина

Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Матильда Кшесинская появилась на свет в семье Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской. Оба родителя девочки имели непосредственное отношение к балету. Отец Матильды был знаменитым в свое время танцовщиком, а учиться у него мечтали самые талантливые особы. Мать же несколько лет была артисткой балетной труппы, пока не вышла замуж и не обзавелась детьми. Естественно, склонность маленькой девочки к искусству проявлялась с самого детства. Феликс Кшесинский давал уроки у себя на дому, так что Матильда росла под звуки мазурки и танцевать научилась еще до того, как начала понимать, как правильно двигаться.

Более того, Малечка — так ее называли в семье — была всеобщей любимицей. Отец души в ней не чаял и регулярно возил на оперу и балет в Большой театр. Завороженная сценой, Кшесинская могла часами наблюдать за артистами. Согласно мемуарам Матильды, однажды отец и вовсе забыл забрать ее домой после своего выступления. Однако девочка настолько прониклась сказочной атмосферой театра, что нисколько не переживала из-за того, что отец оставил ее одну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно уточнить, что Феликс Кшесинский прекрасно зарабатывал, так что, окруженная достатком и будучи всеобщей любимицей, Матильда привыкла всегда получать желаемое. Однажды она расстроила помолвку своего друга только из-за того, что он пришел к ней на день рождения со своей невестой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В пуантах

Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская
Legion-Media

В 8 лет Матильда вслед за сестрой Юлией и братом Иосифом поступила в Императорское театральное училище. Естественно, к наследникам самого Феликса Кшесинского там относились слегка иначе. Им было позволено жить дома — хотя обычно воспитанники училища оставались на его полном иждивении. Но и требовалось от них куда больше, чем от простых учеников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Малечка всегда демонстрировала исключительное упорство и трудолюбие. На фоне остальных она выгодно выделялась еще и тем, что уже многое знала и умела. Так что в 11-летнем возрасте Кшесинская попала в Екатерине Вазем. Правда, спустя три года после этого у Матильды начался переходный возраст.

Девушка резко осознала, что балет уже не представляет для нее того интереса, что раньше, и начала думать о смене сферы деятельности. Лишь благодаря счастливой случайности Кшесинская осталась учиться дальше — однажды она увидела выступление итальянской балерины Вирджинии Цукки и была так вдохновлена им, что решила продолжить совершенствовать свои навыки.

Тогда же Матильда осознала, что отточенные движения и грациозные па далеко не все, что нужно танцовщице. Кшесинская поняла, что половину успеха составляет драматическое искусство и мимика артистки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге Кшесинская, едва не бросившая балет, стала заниматься еще упорнее и достигла огромных успехов. Возможно, именно поэтому император Александр III обратил на нее внимание во время выпускного экзамена, на котором присутствовала вся царская семья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судьбоносная встреча

Николай II
Николай II
Legion-Media

К выпускному экзамену в Императорском театральном училище готовились основательно, зная, что талант и способности воспитанников будут оценивать главные лица государства. Первыми перед царской семьей выступали те, кто проживал в этом заведении, а позднее свои навыки демонстрировали приходящие ученики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Матильда, вдохновленная Вирджинией Цукки, выбрала па-де-де из «Тщетной предосторожности», которую танцовщица исполняла незадолго до этого. В своих мемуарах Кшенсинская подчеркнула, что зрители аплодировали всем одинаково, что немало ее задело. Впрочем, позднее юную артистку лично представили Государю. В этот момент все ее разочарование смыло рукой. Сама Матильда писала, что Александр III сказал ей: «Будьте украшением и славою нашего балета». А потом усадил рядом с собой, и она оказалась рядом с юным цесаревичем.

Историки до сих пор спорят о событиях того дня. Сама Матильда говорила, что с первого взгляда влюбилась в Николая. Эксперты же утверждают, что императором двигало желание отвлечь сына от мыслей об Алисе Гессенской. Не секрет, что на тот момент цесаревич был влюблен в принцессу Алису Гессенскую и даже просил отца разрешения жениться на ней, но Александр III был непреклонен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно тогда в голову императора пришла идея, что привлекательная и талантливая балерина сможет увлечь его сына. Не зря фаворитками дома Романовых регулярно становились именно танцовщицы. И, ко всеобщему удивлению, Александру III удалось претворить свой план в жизнь. Матильда поступила на службу в Мариинский театр, а Николай участвовал в гвардейских учениях, которые проходили в Красном Селе. Он часто бывал на выступлениях Кшесинской. Связь между ними стала очевидной для всех. После чего руководитель дирекции императорских театров Всеволожский назначил Матильду примадонной императорского балета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что Кшесинская вновь добилась всего, чего хотела. Она была счастлива как в профессиональном плане — ей доставались любые партии, о которых она мечтала, — так и в личных отношениях. Николай быстро стал для нее Ники, и она нисколько не сомневалась в его чувствах. В итоге ради этих отношений Матильда уехала из собственного дома, чтобы иметь возможность принимать в гостях наследника престола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Две любви

Николай II с женой
Николай II с женой
Legion-Media

В отличие от Кшесинской, которая была полностью увлечена своей любовью к нему, Николай сомневался. Ведь, несмотря на хитрый план своего отца и все очарование Матильды, он все еще не забывал принцессу, к которой испытывал самые искренние чувства. В своих мемуарах наследник престола писал: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цесаревич прекрасно понимал, для чего его отец приставил к нему привлекательную балерину. Несмотря на это в душе он хранил верность Алисе Гессен-Дармштадтской и искренне надеялся, что однажды обстоятельства вынудят Александра III все же дать согласие на этот брак. В итоге именно так и произошло.

О помолвке Николая и Алисы было объявлено весной 1984 года. Император осознал, что ждать более подходящей невесты больше нельзя, поскольку с каждым днем чувствовал себя все хуже. Влюбленные были счастливы тому, что Александр III сменил гнев на милость. А вот для Матильды начался период первых страданий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не секрет, что у Николая II всегда был мягкий характер. Естественно, он не мог резко обрубить все связи с девушкой, с которой его столько связывало. Матильде все еще можно было обращаться к нему на «ты». А еще он просил ее не стесняться просить у него помощи. Однако Кшесинская, судя по всему, искренне любила Николая. Именно поэтому она предпочла оставить дом, в котором они встречались, и спрятаться от всего мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я знала, что найдутся люди, которые будут меня жалеть, но найдутся и такие, которые будут радоваться моему горю. Я не хотела, чтобы меня жалели, а для встречи с теми, кто будет злорадствовать, надо было приготовиться и быть очень сильной», — отмечала в своих мемуарах Кшесинская. Она сняла дачу в Стрельне, где жила вместе с сестрой, пытаясь залечить разбитое сердце. Не последнюю роль в этом сыграл великий князь Сергей Михайлович — внук Николая I и двоюродный дядя Николая II.

Разбитое сердце

Великий князь Сергей Михайлович
Великий князь Сергей Михайлович
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ходили слухи, что Сергей Михайлович влюбился в Матильду Кшесинскую с первого взгляда. Однако не проявлял к ней симпатии открыто из уважения к наследнику престола. Однако балерина не испытывала к нему и доли тех чувств, которые пробудил в ней цесаревич Николай. Впрочем, внимание и трепетная забота о балерине сделали свое дело — Матильда стала относиться к нему куда лучше.

Сергей Михайлович не просто был готов положить к ногам танцовщицы весь мир. Он практически именно этим и занимался. Кшесинская получала дорогие усадьбы, карьерные успехи. Ее баловали практически как малое дитя. Однако все это лишь отчасти заглушало тоску, которую артистка испытывала из-за Николая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немалую роль в постепенном восстановлении Матильды сыграла именно служба в театре. Благодаря покровительству сперва Николая, а потом и Сергея Михайловича, в 1986 году Кшесинская стала прима-балериной императорских театров — и это вопреки главному балетмейстеру Мариусу Петипе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Матильда могла бы просто пожинать плоды, но все же предпочла заниматься оттачиванием своего мастерства. В итоге ей удалось стать первой русской танцовщицей, исполнившей 32 фуэте подряд. К тому же Кшесинская, хоть ее и вспоминают в основном из-за отношений с наследником престола, все же смогла оказать серьезное влияние на балет. Так, именно при ней практика иностранных гастролерш почти полностью сошла на ней.

В театре Матильду и вовсе побаивались. Она не отдавала никому те роли, которые нравились ей самой, отказывалась носить костюмы, в которых считала себя недостаточно привлекательной. А те немногие, кто осмеливался бросить ей вызов, вскоре подавали в отставку.

Великий князь Андрей Владимирович
Великий князь Андрей Владимирович
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем в личной жизни Кшесинской тоже назревали довольно серьезные перемены. К огромному сожалению Сергея Михайловича, она начинала все больше времени проводить с великим князем Андреем Владимировичем. «Это был уже не пустой флирт... Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — вспоминала танцовщица в своих мемуарах. Впрочем, Сергея Михайловича она тоже отпускать не спешила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Меж двух огней

В 1902 году на свет появился единственный сын балерины — Владимир. Сергей Михайлович признал его как собственного наследника и дал свое отчество. Однако чувства балерины к Андрею Владимировичу не угасали. На протяжении многих лет она металась меж двумя великими князьями, пользуясь благосклонностью обоих и даже влияя на многие мировые события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако в 1917 году красивая сказка Кшесинской закончилась. На протяжении нескольких месяцев ее предупреждали о том, что пора покинуть если не страну, то хотя бы Санкт-Петербург. В феврале она собрала часть вещей и долго скиталась по друзьям со своим сыном, лишившись как знаменитого особняка, так и роскошной дачи.

В итоге летом 1917-го Матильда и Владимир отправились в Кисловодск к Андрею Владимировичу. И хотя Кшесинская не испытывала серьезных чувств к Сергею Михайловичу, она все же ощущала себя виноватой. Балерина считала, что просто бросила своего благодетеля, который еще и весьма большую роль сыграл в воспитании ее сына. Причем оставила в городе, где ему грозила страшная опасность. В 1918-м Сергея Михайловича действительно расстреляли в Алапаевске.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Матильда Кшесинская с сыном Владимиром
Матильда Кшесинская с сыном Владимиром
Legion-Media

Вплоть до 1920-го Матильда с возлюбленным и сыном скиталась по югу России, но в итоге семья все же переехала на ее французскую виллу. Спустя год Кшесинская вышла замуж за Андрея Владимировича и тот усыновил ее единственного наследника. В 1929-м Кшесинская основала собственную балетную студию в Париже. Она была крайне мягкой и тактичной наставницей. Самой известной среди ее учениц стала Татьяна Рябушинская.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скончалась Матильда Кшесинская 6 декабря 1971-го, не дожив всего несколько месяцев до своего столетия. Ее похоронили в одной могиле с великим князем Андреем Владимировичем. А спустя 3 года после нее умер и ее единственный сын Владимир Андреевич. Он похоронен вместе с родителями в на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.