Девушки рулят! Как Берта Бенц совершила первый автопробег и ввела моду на машины
Перспективное вложение
Берта Рингер родилась в 1849 году в немецком городе Пфорцхайм. В 1870 году 21-летняя Берта использовала часть своего приданого, чтобы инвестировать в компанию по производству чугуна в Мангейме, принадлежащую малоизвестному изобретателю по имени Карл Бенц. Берта познакомилась с ним в поезде, в котором она ехала вместе с матерью. Карл заговорил о безлошадном экипаже, над которым работал. Два года спустя она вышла за него замуж и стала Бертой Бенц.
Берта продолжала тратить свое приданое, чтобы инвестировать в проекты мужа, в том числе в компанию Benz и Cie, основанную в 1883 году для создания промышленных двигателей и машин. Ее деньги также помогли финансировать изобретения Карла и оказались очень важными в реализации и разработке его безлошадного экипажа в 1885-м. Benz Patent Motorwagen, первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, был запатентован в 1886 году. В следующие два года появились еще две новинки: Motorwagen Model II и Motorwagen Model III, которые отличались двумя передачами и максимальной скоростью в десять миль в час.
Была только одна проблема: никто не хотел его покупать. Motorwagen рассматривался как хитроумное изобретение, которое могло проехать небольшое расстояние и вернуться в исходную точку, и то только с помощью инженеров.
Женщина за рулем
Поскольку продажи практически прекратились, Карл начал впадать в отчаяние, а затем и в депрессию, уверившись в том, что его изобретение обречено на провал. Но Берта увидела истинный потенциал машины, в которую вложила столько денег, — она верила, что автомобиль способен проехать большие расстояния. Не сумев убедить в этом своего мужа, Берта решила доказать ему это на деле. Утром 5 августа 1888 года Берта с двумя сыновьями, 15-летним Рихардом и 13-летним Ойгеном, села за руль автомобиля своего мужа и отправилась навестить мать в город Пфорцхайм, который находился в 66 милях (106 километрах) от их дома в Мангейме. Поездка на лошади на такое расстояние обычно занимала полтора дня.
Без разрешения своего мужа и властей Берта украла у Карла так называемые водительские права — листок бумаги, подписанный сотрудником окружного управления герцогства Баден, разрешавший Карлу ездить на своей машине по дорогам общего пользования. Вместе с сыновьями Берта отогнала машину в конец дороги, чтобы не разбудить Карла в момент ее заведения, и отправилась в путешествие.
Трудности в пути
На пути Берту ждало много проблем и препятствий. Она ехала по колеям, созданным для лошадей и повозок, без асфальтированного покрытия, так что поездка была очень дискомфортной.
Кроме того, в то время не существовало дорожных карт, поэтому Берте приходилось ориентироваться, опираясь на свою память и знаки. Но самой большой проблемой путешественницы было топливо. В модели Motorwagen Model III не было топливного бака, а в карбюраторе было только четыре литра бензина, что означало необходимость регулярных заправок. Но в те времена заправочных станций не существовало, так что Берте пришлось импровизировать. Ей нужен был лигроин, петролейный эфир, широко известный как бензол. Его можно было купить в большинстве аптек. Поэтому Берта делала остановки в городах и покупала «топливо» в местных аптеках. Первая из таких заправок случилась в Вислохе, где старое здание аптеки до сих пор позиционирует себя как «первая в мире заправочная станция».
Импровизировать в путешествии Берте приходилось неоднократно. Когда бензопровод засорился, Берта использовала свою шляпную булавку, чтобы его очистить. А когда на проводе зажигания произошло короткое замыкание, она обернула вокруг него свою подвязку, которая послужила изолятором. У Берты возникали проблемы с поддержанием достаточного охлаждения двигателя для работы. Семье постоянно приходилось останавливаться у рек, ручьев и магазинов, чтобы пополнить запасы воды и заливать ее в двигатель, чтобы он не остыл. Машине не хватало мощности, поэтому всякий раз, когда они ехали в гору, сыновьям Берты приходилось вылезать и толкать ее. Спускаться с холма тоже было проблематично. У машины износились тормозные колодки, но и тут Берта нашла выход. На обратном пути она остановилась у сапожника, который обтянул тормозные колодки кожей.
«Паруса надежды»
Как только Берта добралась до пункта назначения, она отправила Карлу телеграмму, в которой говорилось, что она благополучно доехала до дома своей матери. Поездка заняла 12 часов. Вернувшись, Берта рассказала мужу обо всех проблемах, с которыми столкнулась. Благодаря супруге Карл Бенц усовершенствовал автомобиль: была изменена конструкция бензопровода, провода зажигания были изолированы, была установлена более низкая третья передача, чтобы автомобиль мог преодолевать холмы, а для улучшения торможения были сделаны кожаные тормозные колодки.
По современному законодательству Берте принадлежали бы патентные права на все эти инновации, но в те времена ей не разрешалось указывать свое имя в патенте, поэтому все лавры достались ее мужу. Но самым главным было то, что Берта показала своему супругу и всему миру, что автомобиль способен преодолевать большие расстояния.
Карл воспрянул духом и приложил большие усилия, чтобы подготовить машину для выставки в Мюнхене через несколько недель. Автопробег Берты подогрел к этому интерес. Путешествие женщины и двух ее сыновей на машине приводило в восторг местных жителей. Многие приходили посмотреть на авто на многочисленных заправках Берты. Газеты по всей Германии, а затем и по всему миру сообщили об этом событии, сделав бесплатную рекламу для Motorwagen. Автопробег считается первым примером живого маркетинга в истории. И он отлично сработал.
Через несколько недель люди толпами шли на выставку в Мюнхене, чтобы увидеть автомобиль Карла Бенца, который преодолел 66 миль за один день. Заказы на Model III хлынули со всего мира, положив начало великой автомобильной империи Бенца и ознаменовав поворотный момент в путешествиях людей на машине.
Берта оставалась с Карлом на протяжении всей его жизни и всегда помогала мужу и сыновьям в работе над автомобилями. Карл никогда не забывал, какую важную роль сыграла его жена в тот августовский день и в последующие годы: «Только один человек остался со мной на этом маленьком корабле жизни, когда казалось, что ему суждено утонуть. Это была моя жена. Смело и решительно она подняла новые паруса надежды», — писал он в своих мемуарах.