Дофаминовые покупки: что скрывается за импульсивным шопингом

Разбираемся, откуда берется любовь к необдуманным приобретениям

Отправиться на прогулку парк и прикупить по пути стакан кофе, потратить пару часов в день на изучение товаров на маркетплейсах и под влиянием момента заказать все и сразу. Это примеры дофаминовых покупок, которые характерны для миллениалов и зумеров. Решили разобраться, почему мы так любим спонтанный шопинг, что он нам дает и как слезть с дофаминовой «иглы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Импульсивные траты
@emitaz

Финансовая нестабильность, постоянные стрессы на работе и за ее пределами и, конечно, же подогрев ощущения FOMO (синдром упущенной выгоды) во время просмотра ленты в соцсетях — все это заставляет нас искать возможность получить эмоциональную разрядку за счет покупки небольших вещей, которые приносят радость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие миллениалы не могут позволить себе приобретение квартиры, машины или загородного дома. Чтобы компенсировать отсутствие стабильности и нехватку положительных эмоций, приобретаются доступные вещи, которые далеко не всегда необходимы.

Шопинг
@ashgrats

Однако эффект от покупки краткосрочен — в итоге мы подсаживаемся на дофаминовую «иглу» — нам нужно все больше и больше. Это связано с приятным чувством от получения «награды» и желанием компенсировать стресс. Увы, довольно часто обладание вещью, о которой мы так мечтали еще вчера, приносит лишь кратковременное удовольствие — затем наступает разочарование и появляется чувство вины из-за очередной бездумной траты.

А если погрузиться в проблему глубже — на уровень биохимических процессов, протекающих в нашем мозге, то выяснится, что такое поведение вызвано нашей реакцией на выработку гормона радости (дофамина), отвечающего за чувство предвкушения, а не самого обладания.
Дофаминовые покупки
@sofiamcoelho
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К счастью, существуют более здоровые способы забыть о фоновой тревоге.

  • Альтернативными способами получения нужной дозы дофамина можно считать занятия спортом, хобби, которое приносит удовольствие, и общение с друзьями.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Также на помощь может прийти осознанный подход к покупкам. Попробуйте давать себе больше времени на обдумывание. Проанализируете, будет ли вам так нужна новая сумка, если вы вернетесь за ней через неделю? Тогда ваш выбор окажется лишен сиюминутной эмоциональной окраски, что позволит принять более рациональное решение.
  • Отличным вариантом будет начать планировать бюджет и взять за правило не тратить больше определенной суммы на покупки из категории «маленькие радости».
Синдром упущенной выгоды
@alexandra_aura
  • А еще можно попробовать не попадаться на маркетинговые уловки вроде самой последней распродажи или черной пятницы. Многие компании специально создают ощущение последнего шанса, чтобы мотивировать вас на покупку здесь и сейчас.
  • Ну и, конечно, не стоит поддаваться FOMO — поставьте временной лимит на нахождение в соцсетях, чтобы не включаться в гонку за удовлетворением потребностей, которые вам навязали инфлюенсеры. Вы точно уверены, что вам нужно что-то только потому, что это есть у других? Сомневаемся.