Феномен «Черной пятницы»: как маркетинговая уловка заставляет нас покупать

Что скрывается за иллюзией выгоды
Феномен «Черной пятницы»: как маркетинговая уловка заставляет нас покупать
GRAZIA

Термин «Черная пятница» появился в 1960-х годах в Филадельфии (США) — и моментально стал синонимом безумной шопинговой истерии. Эту акцию начали проводить в первую пятницу после Дня Благодарения, чтобы все желающие успели сделать выгодные покупки к Рождеству.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие с нетерпением ждут заветной даты, чтобы удовлетворить свои потребности в экономии и дофаминовом приливе. Мы решили проанализировать этот феномен и посмотреть на все прагматичным взглядом.

«Киберпонедельник»
@jcrew

Сегодня «Черная пятница» — явление, которое захватило большое количество стран. Самые крупные продавцы электроники продлили «Черную пятницу» до «Киберпонедельника». А современные ритейлеры часто расширяют даты акции еще больше и устраивают неделю или даже месяц распродаж.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как нас подталкивают к покупкам

«Черная пятница»
@stineehonore
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Дефицит. Искусственно созданная нехватка товаров и иллюзия последней возможности их приобретения давит на наше ощущение FOMO (синдром упущенной выгоды). Волшебные слова «распродажа», «скидка», «последний шанс» заставляют отключить рациональное мышление и в погоне за выгодной сделкой купить то, что, может быть, на самом деле нам не так уж и нужно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Иллюзия экономии. Недобросовестные продавцы часто завышают цены на свои товары перед началом «Черной пятницы», чтобы создать искусственную скидку в заветную дату — по сути вы покупаете позиции если не по завышенной, то по той же цене, что и всегда.
  • Избавление от остатков. Для компаний различные акции и распродажи — это отличная возможность избавиться от остатков на складе, распродать неходовой товар. И даже если они не получают за подобные сделки сверхприбыль за продажу одной позиции, то все равно остаются в выигрыше за счет одномоментного увеличения количества покупок.
  • Получение дофамина. Профессиональные маркетологи точно знают, что нужно клиентам — выброс дофамина и получение положительных эмоций. Они активно используют эти знания против нас, постоянно напоминая нам со всех медийных площадок о том, что достичь желаемого можно всего лишь по одному клику.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Справедливости ради стоит упомянуть, что и у покупателей есть своя выгода — период распродаж дает хороший шанс приобрести товары, которые вы не могли позволить себе ранее, или подготовиться к предстоящим праздникам, купив подарки с большой скидкой. Главное — внимательно подходить к выбору площадки, где совершается покупка. Начинайте заранее следить за ценой товаров — сравнивайте стоимость до и после начала акций.

За что критикуют«Черную пятницу»

«Зеленая пятница»
@djerfavenue
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть немало людей, критикующих «Черную пятницу» не только за то, что эта акция стимулирует повышенное потребление как таковое, но и за вред, который она наносит экологии планеты — производство, транспортировка и повышенное количество отходов увеличивают углеродный след планеты. Инициативные противники проводят свою акцию — «Зеленую пятницу». Она предлагает альтернативу гиперболизированому потреблению — а именно осознанный подход к покупкам. В этот день проводят распродажи или обмен б/у вещей, поддерживают локальные и экологичные бренды, устраивают лекции, где рассказывают, как еще можно помочь природе.