Город и эмоции: как архитектура меняет характер районов
Мегаполисы быстро меняются: появляются новые кварталы, развивается историческая городская среда. Меняются и наши ощущения от города. И это не только заслуга урбанистов, создающих общественные пространства. Огромное влияние на нас оказывает архитектура: она способна удивлять, вдохновлять или раздражать, подавлять или умиротворять. Как архитекторы формируют впечатления горожан? На этот вопрос отвечает Светлана Леонтюк, главный архитектор проекта бюро APEX.
Зона комфорта
Мир движется в сторону осознанности. Это заметно и в сфере архитектуры: еще в 2000-е проекты в основном проверяли на соответствие техническим нормам, теперь же существует длинный свод требований к архитектурным, градостроительным и эстетическим решениям. В Москве этот документ называется АГР и согласовывается с Москомархитектурой.
Важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно и безопасно, причем не только будущие жители, но и соседи, и гости района. Зона комфорта шагнула далеко за пределы квартир: переступая порог, человек не хочет испытывать стресс. Поэтому архитектура стала неотделима от урбанистики: теперь благоустройство прилегающей территории — обязательная часть любого архитектурного проекта. Огромную роль в этом сыграла программа «Моя улица»: она сделала модернизацию улиц нормой.
Большое значение имеет не только ближайшее окружение, но и весь городской контекст: пространство улицы, района. Даже красивый дом может вызвать раздражение, оказавшись «вставным зубом». Поэтому для защиты проекта на основе визуально-ландшафтного анализа (ВЛА) архитекторы делают фотореалистичную развертку улицы, прописывают высоту здания, причем и по красной линии улицы, и внутри двора. Для каждого района действуют свои правила. Отличные примеры работы с контекстом — «Долгоруковская, 25» и Cameo Moscow Villas: это проекты-соседи, и каждый по-своему учитывает существующую городскую застройку, вплоть до цвета и материалов.
Благодаря всем этим изменениям город становится более дружелюбным, теперь городские прогулки — привычная часть здорового образа жизни горожанина. Гармонизация отношений между архитектурой и природой, установление баланса — общемировой тренд, актуальный и для Москвы. Выигрывают все: ведь такие проекты, где человеку красиво, спокойно и безопасно, и продаются лучше.
Качество жизни
Нормы меняются по отношению не только к прилегающей территории, но и к самому жилью. То, что еще 10 лет назад сошло бы с рук, теперь недопустимо. В результате, несмотря на высокие темпы массового строительства, качество жизни продолжает повышаться.
Дифференциация жилья по сегментам стала более четкой и широкой. Раньше выбор у человека был невелик: скромная типовая квартира или элитная недвижимость. Теперь есть эконом, бизнес-класс, комфорт, премиальные комплексы и клубные дома — шкала заметно растягивается.
При этом стандарты даже для массового сегмента повышаются. Двор без машин, большие окна, кухня-гостиная, потолки минимум 2,9 м, прозрачная входная группа на уровне тротуара, ритейл на первых этажах, корзины или ниши под кондиционеры — теперь это норма. В домах более высокого класса предусмотрены фитнес, коворкинги, общественные гостиные. На впечатление от фасада влияет много нюансов: например, грамотные стыки панелей. Теперь это тоже входит в требования к проекту.
Из минусов — увеличилось и количество квартир на этаже. Высокая плотность жителей вызывает проблемы с парковкой. Решением становится подземный паркинг и развитие транспортной инфраструктуры, Москва в этой сфере весьма преуспела.
Эстетика и вау-эффект
Еще Витрувий заметил, что пропорции зданий влияют на впечатления от зданий. А с появлением небоскребов вопрос о влиянии высотности на ментальное здоровье стал особенно актуальным. Городские исследователи приходят к выводу, что при соблюдении баланса текстур, объемов и зеленых зон ощущения каменных джунглей не возникает. Важна и плотность застройки: при достаточно свободной и не слишком монотонной расстановке корпусов сохраняется ощущение живой соразмерной среды.
Если к тому же проект нетривиальный, то он производит вау-эффект и становится городской достопримечательностью, новой точкой притяжения в городе. Кроме того, архитектура может работать с контекстом на уровне цитат и образов: тогда возникает еще и интеллектуальное удовольствие при разгадывании замысла архитектора. Сильное впечатление может произвести контраст объемов: например, ЖК «Бродский» значительно выше сложившейся застройки, при этом зарифмован с ней и смотрится легко, белоснежный дом с огромной аркой выглядит фоном для других зданий.
Архитектура всегда не только решает функциональные задачи и создает красоту, но и демонстрирует новейшие инженерные достижения. Это тоже создает вау-эффект. Например, RED7 от MVRDV — настоящая победа над гравитацией: горки многоуровневых консолей как будто парят в воздухе. А текущая реконструкция Бадаевского завода от Herzog & de Meuron — отличный пример того, как архитекторы научились перекрывать большие пролеты на высоте и обживать их.
Отношения с городом
Архитектура вызывает у нас эмоции, когда есть личная связь с городом: иначе мы равнодушно проходим мимо. Для этого существуют такие практики, как соучаствующее проектирование: если жители вовлечены в процесс изменения городской среды, они эмоционально присваивают пространство себе и начинают заботиться о его состоянии.
Архитектура — мощный инструмент создания городской идентичности: она меняет характер районов, маршруты и сценарии использования. В России за последние 10 лет сформировалось много команд мирового уровня, способных создавать иконические постройки. И конечно, по-прежнему важна включенность в мировой контекст: в Москве есть здания, созданные при участии Захи Хадид, Ренцо Пьяно, Херцога и де Мерона, Эрика ван Эгерата. Российские девелоперы продолжают сотрудничать со звездными архитекторами и создавать проекты, которые вызывают интерес и восторг.