Жизнь в черном цвете: полезен ли цинизм на самом деле
Зачастую цинизм воспринимается как признак реализма, а некоторые считают его защитным механизмом в мире, полном разочарований. Но действительно ли он полезен? Мы решили поинтересоваться у эксперта. Илья Латыпов — психолог, гештальт-терапевт, автор книги «Один на один с жизнью» (издательство «Альпина Паблишер»). В этой колонке он рассказывает, помогает ли цинизм справиться с жизненными трудностями или лишает нас способности радоваться мелочам и доверять людям.
В детстве мы сталкиваемся с одной очень странной формой несознательного обмана, касающегося того, как устроен наш мир. А именно: наши родители, другие взрослые, книги, фильмы и мультфильмы рассказывают о том, что мир устроен «по справедливости». Добро побеждает зло, а если зло и берет вверх — то это временно. «Наши» всегда хорошие, а «они» — всегда плохие, правда всегда на «нашей» стороне. За хорошее, «правильное» поведение ты вознаграждаешься по достоинству (ну, или должен быть вознагражден).
Взрослея, вчерашние дети обнаруживают, что мир устроен как-то совсем иначе. И что справедливость в нем — далеко не фундаментальное правило жизни, скорее наоборот — мир несправедлив. Причем несправедлив, начиная с рождения — кто-то рождается здоровым и в полной, богатой и благополучной семье, но большинству «не везет» в разной степени. И нельзя сказать, что это заслуженно — просто вот так не повезло (если только вы не верите в карму — тогда можете сказать, что это вы в прошлой жизни начудили).
То есть рано или поздно нас всех поджидает одно из серьезнейших переживаний взрослости — осознание того, что справедливость в этом мире найти очень трудно. Люди по-разному обходятся с этим вызовом. Кто-то прибегает к защитным конструкциям — чаще всего это карма или идея, что Бог специально посылает нам испытания в земной жизни (каждому по его силам), чтобы проверить нашу силу духа и потом вознаградить, если мы справились. Но для кого-то своеобразным выходом является цинизм — частичное или полное (в виде нигилизма) отрицание моральных или этических ценностей, переход на существование по принципу «своя рубашка ближе к телу».
Цинизм дает своеобразную защиту от разочарований и душевной боли, которая может вызываться ими. Ничем не нужно очаровываться, не верить в «добро и зло» и свести жизнь исключительно к удовлетворению собственных потребностей, исключив из нее вторую составляющую нашей мотивации что-то делать — ценности.
Чем отличаются потребности и ценности? Потребность — это переживание нехватки чего-то у нас, и оно побуждает действовать, чтобы взять что-то из внешнего мира. А ценность — это переживание того, что в мире есть что-то красивое, важное, нужное, и оно побуждает нас что-то делать для того, чтобы этого красивого и нужного становилось больше. Потребности и ценности связаны друг с другом, но все же в первом случае мы действуем преимущественно для себя, во втором — для мира (или других людей).
Цинизм — жизненная позиция человека, который отказался (из-за боли разочарования) от идеалов и ценностей, не связанных с его личным выживанием и благополучием. То есть единственная ценность — это он сам и люди, которые обеспечивают его благополучие. Остальной мир пусть как-нибудь сам. Это мир, в котором есть я и моя маленькая стая — и враждебное окружение. В таком мире цинизм действительно может выручать, так как не доверишься — не будешь предан. «Вершиной» такого мировоззрения будет «не верь, не бойся, не проси» — принципы, пришедшие к нам из тюремного мира.
Жить так можно, даже неплохо. Но это черно-белый мир, построенный на манипуляциях, и в его сердцевине — тотальная эмоциональная изоляция, одиночество человека, который смертельно боится хоть кому-то довериться, «подставиться», видеть в мире что-то красивое и достойное. В таком мире нет творчества, нет вдохновения, нет эмоциональной близости — все принесено в жертву безопасности, чтобы не испытывать заново боль от разочарования и покинутости. Стоит ли эта жертва того? Решать только вам.