Как понять, что физический возраст не соответствует психологическому?
Психологический возраст — это определенный уровень развития психики: умственные способности, социальная и эмоциональная зрелость. Согласно теории психолога Эрика Эриксона, психологическое взросление происходит в 8 стадий, где каждая решает свою задачу.
Когда человек переходит из одной стадии в другую, он проживает специфические кризисные моменты. Если он успешно решил внутренние конфликты, то, как в компьютерной игре, переходит к следующему этапу взросления.
Если ваша личность развивается соответственно возрасту, благополучно проходя внутренние кризисы, то ваше поведение, мышление, ценностные ориентиры соответствуют вашему возрасту. Взрослая окрепшая психика подразумевает адекватную реакцию на различные стрессовые ситуации. Но наверняка вы встречали людей, которым уже за 40, но в сложной ситуации они ведут себя как капризный ребенок или по-юношески нерешительно. В таком случае психологический возраст не соответствует физическому. При работе с психологом для решения данной проблемы необходимо определить, в какой период произошел такой «сбой». Перечислим особенности каждой стадии взросления и поведение, которое показывает, что она была пройдена успешно:
Раннее младенчество (до 1 года)
Основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру. Общение с матерью, ее включенность в уход за ребенком (не просто машинальные действия), забота, любовь, внимание — все это способствует тому, что к концу стадии формируется базовое доверие к людям. Если же малыш не получает необходимого внимания взрослых, то формируется недоверие к окружающим.
Позднее младенчество (1-3 года)
Основная задача второй стадии — дать крохе возможность почувствовать себя самостоятельным. В этом возрасте важно поддерживать стремление ребенка познавать мир, одобрять попытки самостоятельности. Запреты и негативное отношение приводят к сомнениям в себе, отсутствию желания действовать самостоятельно и принимать решения, слабой воле.
Раннее детство (3-6 лет)
Основная задача этой стадии — формирование целеустремленности, предприимчивости. Ребенок активно изучает мир. В этом возрасте развивается чувство уверенности в себе, поэтому важна поддержка родителей. Главная опасность этой стадии — это появление у малыша чувства вины за совершенные им действия.
Среднее детство (6-11 лет)
В этом возрасте важно закрепить самостоятельность чада развить трудолюбие и коммуникативные навыки. Ребенок начинает учиться в школе и познавать новое, чрезмерная строгость родителей может привести к формированию чувства неполноценности и подорвать уверенность в себе.
Подростковый возраст и юность (12-19 лет)
По мнению Эриксона, это самая важная стадия для человека. На этой стадии происходит становление идентичности. Подросток собирает в единое целое все знания о себе и мире. Определяется с выбором профессии. Кем я буду? Каким человеком я буду? Подростковый период — это постоянная внутренняя борьба, вызовы, одновременное желание выделиться и быть частью группы. Отрицательные последствия кризиса — чувство своей бесполезности, плохая самоидентичность.
Ранняя взрослость (20-25 лет)
Это начало взрослой жизни, стремление к созданию семьи, профессиональной деятельности, душевной близости. К этой стадии очень важно удачное прохождение всех предыдущих кризисов, доверие к людям, уверенность в себе. Главный конфликт этой стадии — это конфликт между близостью и изоляцией. Близость по Эриксону — это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека. Опасность этой стадии — неспособность к близким доверительным отношениям.
Средняя взрослость (26-64 года)
При удачном прохождении предыдущих фаз к этой стадии человек приходит в состоянии готовности принять свою ответственность за жизнь других людей. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой.
Поздняя взрослость (от 65 лет)
На этой стадии человек приходит к осмыслению своего жизненного опыта. Подводя итоги жизни, при положительном решении внутренних конфликтов человек живет в состоянии умиротворения. Результат прогрессивного развития — мудрость. Негативный вариант — недовольство, что жизнь прожита зря.
Мы способны корректировать свое поведение и развитие личности, разрешить старые внутренние конфликты в любом возрасте. Главное — определить, на каком этапе возник сбой и начать внутреннюю работу.