Как предприниматели меняют жизнь людей с инвалидностью
В последние годы в мире и России отчетливо виден интерес к социальному бизнесу. То есть к предпринимательству, задачей которого является не просто получение прибыли, но и помощь социально незащищенным категориям населения. В первую очередь – людям с инвалидностью.
Важно понимать, что социальное предпринимательство – это не благотворительность, и формы поддержки людям с ограничениями по здоровью могут быть очень разными. От трудоустройства до оказания каких-либо услуг. Разбираемся подробнее в материале предпринимателя, основателя онлайн-платформы для слабослышащих Surdoclass Василия Косарева.
Что такое социальное предпринимательство
- Закон, регулирующий это направление, в России был принят 3,5 года назад. Получить этот статус может малое или среднее предприятие, которое ведет деятельность по достижению общественно-полезных целей и способствует решению социальных проблем.
- Фактически четких рамок и направлений нет. Предприятие может оказывать помощь в любой сфере, в том числе образовательной.
- На деле многие российские компании сегодня оказывают поддержку инвалидам, хотя не входят в федеральный перечень социальных предприятий.
Какой может быть помощь
Сегодня людям с инвалидностью все реже оказывают чисто материальную поддержку, поскольку они могут и хотят работать. И для них важнее решить проблемы, связанные с трудоустройством или образованием. Разумеется, речь в первую очередь идет про тех, чьи ограничения по здоровью не мешают вести активный образ жизни.
Согласно данным Федерального реестра инвалидов России, всего в стране сегодня живет 10,86 млн инвалидов. И лишь 1 млн из них трудоустроены. Поэтому важно создать среду, в которой людям с ограничениями по здоровью будет комфортно работать, а работодателям – их нанимать.
Внимание этому вопросу уделяют практически все крупные российские компании. Например, в МТС разрабатывают HR-инициативы по обучению руководителей и команд для работы с инклюзивной аудиторией. В компании берут в штат людей с инвалидностью, создавая условия для их адаптации.
Нередко социализироваться и трудоустраиваться инвалидам мешает их собственная неуверенность в своих силах. Поэтому мало просто предусмотреть внутри компании рабочие места для людей с ограничениями по здоровью. Важно правильно готовить таких сотрудников к предстоящим задачам. И для этого во многих крупных компаниях страны, например, ретейлере «Магнит», действуют системы наставничества – когда опытные сотрудники долгое время «ведут» новичков, помогая им как можно быстрее приспособиться.
Немалая часть трудоспособных инвалидов – это глухие люди. И бизнес активно работает именно с этой категорией. Например, «Яндекс Такси» создает экосистему для глухих и слабослышащих водителей. Чтобы и им, и их пассажирам, было комфортно в поездке. В частности, вместо звукового сигнала при поступлении заказа начинает мигать экран смартфона – и это не единственная особенность.
Почему важно образование
Однако трудоустройство инвалидов – не единственная сфера, в которой может помочь частная инициатива. Важным вопросом является и доступность образования. Созданием доступной среды в образовательных учреждениях занимается государство. С дополнительным и самообразованием сложнее – например, многие глухие люди не могут также легко, как остальные, смотреть образовательные видео в Сети, даже с субтитрами.
Для решения этой проблемы в России мы создали платформу Surdoclass – интернет-площадку с большим количеством контента, «переведенного» на русский жестовый язык. От курсов по алгебре до видео с обучением фотографии. В данный момент на сайте Surdoclass размещают свои ролики топовые контент-мейкеры российского интернет-пространства.
Идея сделать проект в таком виде, в котором он существует сейчас, пришла не сразу. Изначально мы хотели сделать несколько курсов для слабослышащих. Но постепенно поняли, что нужно делать что-то глобальное – уровня не региона, а СНГ, поскольку глухие и слабослышащие люди есть везде. И большинство курсов должны быть бесплатными, чтобы собрать на площадке нужную аудиторию.
Самое главное в подобных инициативах – чтобы социальный проект в реальности соответствовал тому, что на самом деле нужно инвалидам. Поэтому при создании Surdoclass мы изучали форумы глухих и слабослышащих людей и предназначенный для них контент. Как оказалось, качество такого контента зачастую оставляло желать лучшего. Что и побудило нас привлечь для создания материалов самых популярных контент-мейкеров и вложить средства в профессиональные съемки.
Иначе говоря, когда речь идет о поддержке инвалидов, то особенно важны две вещи. Во-первых, далеко не всегда помощь должна быть прямой. Сегодня люди с ограниченными возможностями намного сильнее нуждаются в среде для реализации своих амбиций и возможностей. И, во-вторых – важно делать это не для «галочки», а с вниманием и уважением к этим людям, вникать в их проблемы и находить пути решения.