Как реклама предлагает нам побег от реальности: мнение психолога

Грезы об Эдеме и предложения доброго волшебника
ЕкатеринаДавыдова
Практикующий юнгианский психолог, автор книги «Таинственный лес. Как диалог с бессознательным помогает выйти из жизненного тупика»

Жизнь в этом мире требует активных действий. Необходим каждодневный труд, если мы хотим самореализоваться, и регулярное внимание отношениям, чтобы они оставались гармоничными. Задача рекламы – сделать так, чтобы мы захотели приобрести товар, и логично, что никто не будет привлекать нас такой прозаичной стороной жизни. Нужна мечта и обещание счастья. По каким принципам строится маркетинг, предлагающий побег от реальности, рассказывает практикующий юнгианский психолог, автор книги «Таинственный лес. Как диалог с бессознательным помогает выйти из жизненного тупика», Екатерина Давыдова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В моменты стресса хочется чего-то волшебного
В моменты стресса хочется чего-то волшебного
Соцсети

Одна из концепций Фрейда — это выделение принципа удовольствия в противовес принципу реальности. Принцип реальности сочетает в себе «хочу» и «надо», «важно» и «второстепенно», «могу» и «пока (или уже) недоступно», тогда как стремление только к удовольствию подразумевает избегание нагрузки и фрустрации. Простой пример: есть три раза в день фастфуд, потому что хочется, и не задумываться о долгосрочных последствиях — это принцип удовольствия. Понимать, что от разовой порции картошки фри ничего не случится, но на регулярной основе все же стоит выбирать здоровое питание — принцип реальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ситуациях острого и хронического стресса, когда сил становится меньше, выдерживать реальность становится непросто. В такие моменты мы можем хотеть чего-то волшебного, что поможет нам улучшить жизнь или хотя бы дать возможность перевести дух, то есть освободит от необходимости быть включенными в реальный мир.

И здесь появляется множество рекламных предложений, использующих этот мотив. Давайте обсудим наиболее часто встречающиеся сценарии.

Обещания райского сада

Рекламные ролики обещают безмятежность и защищенность
Рекламные ролики обещают безмятежность и защищенность
Соцсети

В глубинной психологии Эдем — метафора безмятежности, защищенности. Там нет времени и смерти, обязательства отсутствуют, а все ресурсы — на расстоянии вытянутой руки. Психоаналитики также сравнивают с раем внутриутробную жизнь младенца. Из него он в конечном итоге оказывается «изгнан».

Рекламные ролики, использующие такие слова и фразы, как «безмятежность», «райское наслаждение», «покой вдали от всего», а также образы, где нет суеты (пляж, яхта посреди залитого солнцем океана) или присутствует нечто ностальгическое (например, бабушкин дом в деревне), цепляют нашу фантазию об Эдеме. Кто же откажется от такого, особенно после тяжелой рабочей недели.

В поисках доброго волшебника

В сказках и мультфильмах мы видим весьма привлекательные картины. Принц спасает принцессу из башни и решает все ее проблемы. Волшебник на голубом вертолете прилетает, показывает бесплатно кино и дарит пятьсот эскимо. Помощь, спасение, улучшение жизненных обстоятельств случаются благодаря чему-то внешнему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В рекламе этот эффект достигается за счет фраз вроде «это устройство все сделает за вас», «наш выгодный кредит — решит ваши проблемы» и так далее. Нам остается только заплатить.

В рекламе все проблемы решает волшебник
В рекламе все проблемы решает волшебник
Соцсети

Короткая дорожка к желанному

Ещё один сказочный мотив — это быстрое обретение силы и богатства. Ковер-самолет, который перенесет куда прикажешь, скатерть-самобранка, мгновенно накрывающая на стол. Или как поется во всем известной песне из советского мультфильма:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Если хочешь быть богатым,

Если хочешь быть счастливым,

Оставайся, мальчик, с нами —

Будешь нашим королем»

Рекламный нарратив в рамках этого сценария может быть следующий: «результат после первой процедуры», «новая профессия за неделю», «трансформация личности за сеанс», «будете выглядеть дорого и статусно». Подобные предложения опираются на идею обхода поступательного развития, показывают, что возможны перемены без прикладывания особого усилий.

Реклама предлагает перемены без прикладывания особого усилий
Реклама предлагает перемены без прикладывания особого усилий
Соцсети

Что и зачем я смотрю

Безусловно, не вся реклама является спекуляцией. В ней бывает эстетика, интересный драматизм, юмор. Существуют даже премии за креатив в рекламе, на которых можно наблюдать шедевры, затрагивающие душу и возбуждающие интеллект.

Как избегать неэкологичного воздействия рекламы
  • Соблюдать психогигиену. Рекламные баннеры окружают нас повсюду, а инфлюенсеры – это те, за кем интересно наблюдать. Но все же желательно самому выбирать потребляемый контент и решать, что вам нужно, а что нет.
  • Следить за уровнем стресса. Выгорание, тревожные и депрессивные симптомы — все это может снизить нашу способность критически мыслить. Выдерживать реальность становится сложно, а принцип удовольствия так и манит. Рекомендуется своевременно замечать усталость, чередовать работу и отдых, заниматься психическим здоровьем, не доводя до крайностей.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Знать свои ценности. Когда вы чувствуете, что вам важно и нужно, внушить что-либо становится сложнее. Вспомним историю Одиссея, который смог проплыть мимо сирен, погубивших множество моряков. Если смотреть на нее символически, то получается следующее: у него была миссия, он привязал себя к мачте корабля (то есть остался в крепком контакте с собой), а матросам залепил уши воском (то есть удержался в принципе реальности, не давая сладкоголосым сиренам заманить их). Так команде удалось пробраться сквозь пролив. Таким образом, понимание, куда вы плывете и хорошая связь с собой, дает способность сказать «нет» тому, с чем вам не по пути.