Как сегодня выглядит «самый красивый мальчик в мире» — и почему он до сих пор жалеет, что стал знаменитым
Жизнь до Тадзио
Бьерн Йохан Андерсен родился 26 января 1955 года в Стокгольме. Семья у него была неблагополучной. Мать Барбара забеременела от женатого мужчины, который уговаривал ее сделать аборт. Она настояла на своем, и ребенок появился на свет. Отец не принимал никакого участия в жизни Бьерна. Когда мальчику исполнилось 6 лет, Барбару лишили родительских прав, и спустя три года она бесследно пропала, исчезнув из жизни сына навсегда. Воспитанием Бьерна занялась деспотичная бабушка, которая работала в киноиндустрии и мечтала сделать из внука актера. Сам же мальчик хотел стать профессиональным музыкантом, и уже в 8 лет он поступил в элитную классическую музыкальную школу Madorufu Fredrik в Стокгольме, где был одним из лучших учеников. Закончил Бьерн ее с золотой медалью в 1973 году, а о карьере актера так и не помышлял. Однако бабушка мальчика не могла отпустить эту идею.
В это же время известный итальянский режиссер Лукино Висконти, который снял феноменально успешный фильм «Гибель богов», задумал воплотить в жизнь рассказ Томаса Манна «Смерть в Венеции». Новелла о болезненной страсти состарившегося писателя Густава фон Ашенбаха к совсем юному польскому аристократу Тадзио не оставляла равнодушным режиссера. Актера на роль Тадзио Висконти искал очень долго: его съемочная команда объехала Швецию, Польшу, Финляндию, Норвегию, Данию в поисках того самого идеала красоты. Но им все не везло и не везло — они заходили во всевозможные школы и секции для молодежи. Сам режиссер отмечал: «У них у всех плебейские или же просто симпатичные лица. В них нет божественной искры, о которой писал Манн».
В Швеции съемочная команда остановилась в главном отеле Стокгольма, где продолжала кастинг. Они отсмотрели 1500 мальчиков перед тем, как Бьерн зашел в комнату. Висконти сразу понял: вот он — Тадзио! Грация, благородство манер и потрясающие черты лица сразу же покорили всех — мальчик словно сошел с картины.
Тяжелые съемки и небывалая слава
Висконти очень ответственно подошел к процессу съемок. Он снимал все с небывалой точностью на острове Лидо в том же самом отеле, который описывал Манн. Готового сценария к фильму не было — режиссер и актеры, которые должны были прочитать «Смерть в Венеции» не менее 40 раз, ориентировались лишь на текст новеллы. Вот только Бьерну это позволено не было, хотя он очень хотел — Висконти считал, что это «загрязнит» образ Тадзио. На съемочной площадке тщательно следили за тем, чтобы ни в руки, ни даже в поле зрения Бьерна эта новелла не попала. Свобода мальчика была крайне ограничена: ему запрещалось купаться в море и загорать, чтобы не потерять утонченную бледность аристократа, играть в футбол и ... флиртовать с девочками. Висконти, который был известен своими гомосексуальными связями, при виде флирта Бьерна с девочками — сестрами на съемочной площадке — мог закатить настоящий скандал и остановить съемки.
Помимо этого, на психическое состояние 15-летнего мальчика давили и ужасные слухи, которые то и дело появлялись в прессе. Например, еще до начала съемок в газетах во всю писали, что Бьерн Андерсен скончался. И каждый раз он умирал по-разному: то от автомобильной аварии, то от крушения самолета, то от передозировки наркотиков. Слухи эти распускал красавец-актер и по совместительству возлюбленный Висконти Хельмут Бергер. Таким образом он попытался отомстить режиссеру за то, что тот не взял его на роль Тадзио.
Премьера «Смерти в Венеции» состоялась 1 марта 1971 г. в Каннах. Фильм сразу стал настоящим феноменом, получив Юбилейную премию в Каннах, несколько премий BAFTA, «Давид Донателло», номинировался на Оскар и стал хитом года в Японии. На премьере Висконти нарек Бьерна «самым красивым мальчиком в мире». И публика буквально начала сходить с ума по Тадзио. Все критики нарекали его «экстраординарным мальчиком», а также «самым красивым мальчиком XX столетия». Один из них написал: «Его фотографии достойны висеть в Лувре и Ватикане. Эта красота когда-то вдохновляла Микеланджело и да Винчи».
Но Бьерн совсем не был готов к такой популярности и крайне страдал от этого. В прессе продолжали подогревать слухи: на этот раз о том, что мальчик является геем. Бьерн все это отрицал — он-то знал, что ему нравятся только девочки. Но вот его окружение продолжало давить на него. Лукино Висконти только подогревал слухи, о чем рассказывал впоследствии Бьерн: «После премьеры фильма в Каннах Висконти отвел меня в гей-клуб. А ведь мне было всего 16! Официанты и посетители смотрели на меня как на кусок мяса, а я понимал — ответ на их взгляды приравнивается к социальному самоубийству». В этот же период он начал пить, подвергся сексуализированному насилию. Такие связи с представителями своего пола крайне травмировали его психику.
В Японии, куда затем поехал Бьерн, он был настоящей суперзвездой. Десятки конференций, концертов и интервью в день сводили его с ума — он выживал на таблетках. Благодаря Тадзио в японской аниме и манга культуре появился образ мягкого длинноволосого мальчика, использующийся и до сих пор.
Жизнь после популярности
Все эти события испортили его отношения с бабушкой. В 1973 году он вернулся в Швецию, где поступил в консерваторию, чтобы продолжить осуществлять собственную, а не чужую мечту. В это же время Бьерн съехал из бабушкиной квартиры и начал снимать квартиру в центре Стокгольма. Однако даже так скандалы не оставляли его. В 1976 был убит актер Сэл Минэо, и в прессе появились слухи, что сделал это из ревности Бьерн. Он все отрицал и утверждал, что не только не знает, кто такой Сэл Минео, но даже ни разу не был в Штатах. Оказалось, этот слух пустил все тот же Хельмут Бергер. Конечно же, все обвинения сняли, а убийцей был другой человек.
После этого Бьерн продолжил развивать свою музыкальную карьеру и периодически снимался в небольших ролях для дополнительного заработка. От крупных ролей он отказывался, объясняя это так: «Моя настоящая страсть — это музыка. Тем более, все предлагаемые роли были совершенно однотипными».
В 1982 году он женился на поэтессе Сюзан, с которой у них было двое детей. Но смерть сына и его детские травмы привели к нервному срыву и алкоголизму, с которым Бьерн долгое время боролся. Сейчас же Андерсен оправился от всех ужасов прошлого, работает в музыкальной школе преподавателем и даже снимается в кино. О прошлом он вспоминает так: «Благодаря Висконти я познакомился со многими интересными людьми и смог побывать за границей. Но было бы намного лучше, если бы я не снимался в этом фильме вовсе. Это того не стоило».