Как сложилась судьба любимицы мужчин Лили Брик, которая стала иконой стиля, хотя нарушала все правила
Детство, отрочество, юность
Лиля появилась на свет 11 ноября 1891 года в достаточно обеспеченной и интеллигентной еврейской семье. Ее отец — Урий Каган — работал юристом, но в то же время увлекался искусством, участвовал в различных литературно-художественных кружках. Мать не отставала от главы семейства: Елена Юльевна закончила Московскую консерваторию, что помогло ей привить любовь к музыке и искусству детям.
Лиля и ее сестра Эльза росли в атмосфере творчества, взаимоуважения и любви. Они были прекрасно образованы: умели свободно говорить на французском и немецком языках, играли на фортепьяно и отучились в частных гимназиях. Однако в школе многие предметы Лиле давались сложно — ей нравилась только математика. Это и послужило толчком к выбору своей специализации: после окончания гимназии Лиля решила стать математиком, из-за чего еще год проучилась по этому направлению на высших женских курсах. Но на этом ее образование не закончилось — девушка отучилась в институте архитектуры и живописи, а затем поступила в Мюнхенский университет.
С раннего возраста она умела распоряжаться не только своим умом, но и женским обаянием. У нее была природная сексуальность, которая притягивала мужчин и располагала к себе. Когда Лиле было всего 17 лет, в нее влюбился родной дядя, а затем требовал ее руки и сердца, на что, естественно, получил отказ от родственников. После этого юную девушку отправили на воспитание к бабушке. Но и там не обошлось без происшествий. Чтобы Лиля не скучала, ей наняли преподавателя по игре на фортепиано. И действительно, скучать ей не пришлось: девушка забеременела от него. Аборт сделали быстро в одной из провинциальных клиник, чтобы избежать огласки и общественного осуждения. Но эта процедура прошла неудачно и покалечила Лилю — после этого детей она иметь не могла.
Семейное счастье и любовь на троих
Отношения Осипа Брик и Лили Каган, которая позднее взяла его фамилию, изначально были необычными: они поженились в 1912 году и решили, что брак их будет не традиционно-консервативным, а выстроенным в соответствии с новой моралью. Любители романа Чернышевского «Что делать?», отрицавшего институт брака, ревность и провозглашавший свободную любовь не только мужчин, но и женщин, сразу поняли, что их отношения будут такими же. Это было спецификой предреволюционной эпохи: перемены в жизни требовали и перемен в любви.
Лиля безумно любила Осипа, и родня девушки обрадовалась, что она наконец остепенилась. И все в их отношениях было гладко и стабильно, пока не появился Владимир Маяковский. Лиля поняла, что неравнодушна к нему, и с того момента у них с Осипом появилась договоренность: они могут иметь отношения на стороне, но ни о каком разводе и речи быть не может. И в тройственных отношениях с Маяковским, который быстро съехался с Бриками, все шло очень неплохо. Владимир любил Лилю чувственно, а с Осипом его объединяла тяга к искусству и футуризму. Муж-Брик и Маяковский вообще стали друзьями очень быстро, о чем Лиля писала в «Пристрастных рассказах». Современники вспоминали, что отношения этих троих были на удивление крепкими и полными взаимного уважения.
Лиля во многом повлияла на творческую деятельность как самого Осипа Брика, так и Владимира Маяковского. Второй поэт посвятил ей «Облако в штанах», которое изначально было написано для другой его любовницы Марии Денисовой, и множество других произведений. Лиля стала для Владимира не просто музой, но и настоящим имиджмейкером: она работала над его внешностью и стилем, подбирала ему одежду и даже заставляла панически боящегося врачей Маяковского ходить к дантисту. Лиля также психологически мучала Владимира, считая, что страдания делают поэзию только лучше. Они часто сходились и расходились, но жирную точку в отношениях поставило самоубийство поэта в 1930 году.
После этого Лиля носила у себя на шее подаренное им кольцо с надписью «Л.Ю.Б.» (инициалы Лили), которое складывалось в бесконечное «люблю». Кроме того, благодаря подаренному Маяковским автомобилю «Рено» Брик стала второй женщиной-водительницей в Москве после жены посла Франции. Сама же Лиля тоже делала романтичные подарки: например, девушка подарила Владимиру перчатки с буквами M и W, которые он хранил всю жизнь. Она также неустанно занималась тем, чтобы творчество Маяковского не кануло в веках — и для достижения этой цели она не побоялась обратиться к самому Сталину.
Другие браки и любовники
Помимо Маяковского и Брика в ее жизни было много других мужчин. Так, после смерти Владимира Лиля развелась с Осипом и вышла замуж за Виталия Примакова, советского военачальника. Но семейная жизнь продлилась недолго — вскоре мужчину расстреляли, и Лиля вновь осталась одна. Из этой ситуации Брик нашла выход быстро. Она увела из семьи литературоведа Василия Катаняна, с которым в браке она прожила особенно долгое время — аж 40 лет.
Но не только они были в списке ее возлюбленных. Так, например, у Лили был роман с Николаем Пуниным, который позднее стал гражданским мужем поэтессы Анны Ахматовой. Он был восхищен умом и харизмой музы Маяковского, при этом серьезных намерений по отношению к ней у него не было — это была страстная, чувственная любовь, как и многие отношения Брик, которые не заканчивались браком.
Даже в старости Лиля не переставала притягивать мужчин — ей даже стараться было не особо нужно. Она первая проявлялся инициативу по отношению к тем, кто ей нравился, и практически всегда получала ответные чувства: что же, харизма и женская притягательность, судя по всему, с годами никуда не ушли.
Икона стиля и муза авангардистов
У Лили был собственный литературный салон, частыми гостями которого были авангардисты Велимир Хлебников, Виктор Шкловский и даже Борис Пастернак, Николай Асеев и Давид Бурлюк. Незаурядная личность Лили Брик притягивала к себе всю творческую интеллигенцию того времени. Позднее на этих литературных вечерах начали появляется и представители совсем других сфер: например, Майя Плисецкая, Родион Щедрин. Брик также была музой, вдохновительницей фотографа и графика Александра Родченко, который стал основоположником конструктивизма. Он долгое время сотрудничал с Брик, делал коллажи из ее фото. Девушка часто появлялась на пропагандистских плакатах.
Брик также была настоящей фанаткой мира моды и даже стала законодательницей трендов того времени. Так, Лиля покрасила стены своей комнаты в синий для того, чтобы оттенить белизну кожи и рыжее золото волос. Брик одевалась в красивые парижские наряды, пока остальные девушки носили мешковатые платья от «Большевички». Хорошую одежду ей высылала сестра Эльза Триоле прямиком из Франции. Брик очень любила бренд Guerlain, а также обожала духи: в последний путь ее провожали под аккомпанемент аромата «Опиум» от Yves Saint Laurent.
Интересно, что с этим французским модельером Лиля дружила особенно тесно. Познакомились они, когда Брик было уже 84 года — она сразу выделилась из толпы в аэропорту в своей зеленой шубе от Dior. На ее 85-й день рождения модельер устроил ей праздничный ужин и подарил платье из бархата и тафты. Благодаря Ив Сен-Лорану в ее гардеробе появились вещи, сделанные специально для нее: бархатные фиолетовые брюки, блузы с рукавами буфф, бордовое пальто из сукна.
В возрасте 87 лет Лиля Брик умерла, но в истории она осталась не просто как любовница Маяковского, но как муза целого поколения авангардистов и икона стиля.