«Корейская волна»: что это за феномен и почему весь мир ориентируется на Южную Корею
«Корейская волна» (халлю) — всеобщее увлечение южнокорейской массовой культурой, которое началось в далеких 1990-х в странах Юго-Восточной Азии. Сам термин придумали китайские журналисты, которые удивлялись тому, насколько сильно дорамы повлияли на жизнь Поднебесной. Спустя десятки лет массовая культура Южной Кореи начала экспортироваться в другие страны. И уже сейчас мы можем наблюдать ее распространение по всему миру. В современной Южной Корее халлю представляет собой национальный бренд. Так что с ним напрямую связаны политика, бизнес и даже идеология. Один из наиболее важных факторов успеха — влияние самой страны. Шоу-бизнесу уделяется огромное внимание, и далеко не каждый продукт имеет шанс блеснуть зарубежом. В нашей статье решили подробно разобраться, с чем связана эта популярность, а также рассмотреть каждую ветвь массовой культуры отдельно, рассказав о самых интересных деталях.
Дорамы и кино
Могло бы показаться, что все началось с музыки, но нет — первыми стали дорамы. Если конкретно, то в 1997 году на экранах состоялся показ дорамы «Что есть любовь». Его смотрели свыше 150 млн человек в Поднебесной. Позднее Япония тоже оказалась под «корейской волной» — из-за сериала «Зимняя соната». А вот в Европе и на Ближнем Востоке выстрелила дорама «Жемчужина дворца». Тогда-то люди обратили внимание на корейскую культуру.
Согласно исследованиям венского университета, популярность корейских сериалов во многом обусловлена конфуцианскими ценностями, которые они передают. Если вы смотрели хотя бы одну дораму, то наверняка заметили в ней такие моменты, как уважение к старшим, сыновья почтительность, семейная ориентированность. Более того, нельзя не отметить качество съемки, живописные места и впечатляющие костюмы. Корейские сериалы никогда не пытались копировать зарубежный продукт, а потому и были крайне интересными. За счет сериалов только в 2013 году страна заработала 167 млн долларов. Уверены, что спустя десять лет эта цифра выросла минимум в пять раз. Вспомните хотя бы «Игру в кальмара».
Еще одна составляющая успеха — вовлеченность фанатов. Корейские сериалы снимаются не так, как другие. Сперва продюсеры создают четыре серии и показывают их по ТВ, а после этого зрители сами могут принять участие и выбрать сюжетную ветку или исход. Такая интерактивность привлекает и помогает создать такой сценарий, который будет по душе подавляющему большинству. Однако с этим связана и огромная нагрузка на актеров и других участников съемочного процесса — у них просто адский график. Даже на сон во время съемок они тратят всего пару-тройку часов в день.
К слову, уже сейчас корейские актеры становятся популярными не только у себя в стране, но и за рубежом. Правда, этот процесс проходит довольно медленно. К числу наиболее знаменитых актеров относятся Ким Су-хен, Кон Ю, Ли Джун-ги, Сон Джун-ги, Ли Мин-хо. Среди актрис можно выделить Пак Щин-хе, Сон Хе-ге, Ким Ю-джон, Пэ Су-джи — о них мы уже писали в другом материале.
Популярность корейских сериалов обусловлена еще и повсеместной практикой привлечения корейских певцов (айдолов). Но периодически такие решения бывают не лучшими — сказывается отсутствие актерского образования, — из-за чего сейчас продюсеры стараются быть осторожными, приглашая звезд k-pop.
В том, что касается кинематографа, дела идут немного хуже. В первую очередь, в этой индустрии куда меньше вовлеченных. Однако и фильмы Южной Кореи уже завоевали мировое признание. Помните «Паразитов», получивших первый в мире «Оскар» в номинации лучший фильм, будучи лентой не на английском языке? Тогда вы понимаете, о чем мы.
Музыка
Корейская поп-музыка, она же k-pop, стала неотъемлемой частью «корейской волны» и завоевала признание сперва в Китае, а позднее и во всем мире. Не дайте себя обмануть, хотя по названию и кажется, что в этой музыке превалирует поп-направление, на самом деле k-pop — смешение огромного числа стилей. «K-pop идет по линии смешения стилей, сочетает и пение, и рэп и делает особое ударение на действо и мощные визуальные эффекты», — отозвались авторы авторитетного издания о музыке Rolling Stone.
K-pop всегда шел рука об руку с новейшими технологиями и инновациями в сфере IT-индустрии. Именно поэтому клипы всегда получаются яркими и интересными. А еще продюсеры тщательно изучают тренды социальных сетей и используют их по максимуму. Отдельно хочется поговорить о двух группах, являющихся наиболее яркими представителями k-pop-индустрии.
BTS — самая популярная на данный момент мужская группа в Южной Корее. Число их фанатов измеряется миллиардами людей во всем мире. С момента своего дебюта группа продала свыше 5 млн копий, что до этого не удавалось никому из артистов. На MTV EMA они дважды получили награду как лучшая группа. И даже сейчас, когда ансамбль поставил паузу в своей творческой деятельности (Джей-Хоуп отправился служить в армию), артисты BTS все еще на коне. На прошедшей недавно церемонии MTV VMA-2023 Джонгук получил премию «Песня лета» за трек Seven. В Ютубе композиция набрала 209 млн просмотров всего за месяц.
Blackpink — самая популярная женская группа в Южной Корее. Джису, Дженни, Розэ и Лиса определенно имеют огромное влияние в мире шоу-бизнеса. В чем они точно никому не уступают — в своей популярности в Ютубе. Клип Ddu-Du Ddu-Du, выпущенный в 2018 году, сейчас имеет свыше 2,1 млрд просмотров и уступает только супервиральному клипу Gangnam Style от Psy. Без него Blackpink стали бы группой с самым большим количеством просмотров среди всех южнокорейских артистов. Также девушки стали первым женским k-pop коллективом, у которого есть четыре сингла номер один в мировом чарте Billboard, а это весьма серьезное достижение.
Красота
Вполне логично, что, рассматривая безупречно молодые и свежие лица актрис и айдолов, девушки задаются вопросами о том, как им удается так выглядеть, несмотря на жесточайший график работы. Именно в этот момент южнокорейские тренды красоты начинают занимать лидирующие позиции во всем мире. Хотя дело не только в этом. В этой стране тенденции меняются с невероятной скоростью, так что южнокорейскому рынку всегда есть, что предложить, а Тикток и другие соцсети пестрят «новинками».
Так, в мае 2023 года весь мир обсуждал «диету k-pop». Она предполагает овощи, рис, рыбу и ферментированные продукты. А под полным запретом оказываются сладости, сахар, полуфабрикаты, выпечка, молочные продукты и все жареное. Также важно добавлять в свою жизнь физическую активность — у айдолов постоянно репетиции, да и в остальном они ведут крайне активный образ жизни. Такой образ жизни, конечно, поможет похудеть довольно быстро. Но диетологи все равно рекомендуют более щадящие методы.
О корейских бьюти-брендах и говорить нечего. Уходовые линейки становятся едва ли не более популярными, чем европейские и американские. Medi-Peel, Dr.Jart+, Celimax и многие другие бренды уже получили признание у девушек по всему миру. Тренды макияжа, стильные стрижки, тенденции нейл-дизайна — все это приходит к нам прямиком из Южной Кореи.
Мода
Сеул постепенно становится новой модной столицей, а мир все больше сходит с ума по одежде корейских дизайнеров. Но она все еще не настолько распространена, хотя некоторые наименования уже на слуху. Например, в пуховике бренда PAF (Post Archive Faction) щеголял лауреат Пулитцеровской премии Кендрик Ламар. Это моментально отразилось на популярности бренда. «Людям стало любопытно. Они подумали, что если Кендрик носит пуховик, то, может быть, и им тоже он нужен», — объяснил этот успех один из основателей бренда. Уже в 2021-м PAF вошли в шорт-лист премии LVMH для молодых дизайнеров. Затем они выпустили коллаборацию с Off-White, а к концу 2022 года подняли свои продажи на 200 процентов. При этом 70% продукции бренда скупалось зарубежными покупателями.
Еще один ультрапопулярный южнокорейский бренд — Miss Sohee. Пак Со-хи не смогла представить свою первую коллекцию на подиуме из-за пандемии и начала активно развивать бренд в соцсетях. Это было наиболее верным решением — наряды из переработанных тканей быстро влюбили в себя звезд первой величины. Тейлор Хилл появилась в их платье на Met Gala в 2022 году. А работу модельера оценили настолько, что пригласили одеть членов королевской семьи Абу-Даби.
Однако есть бренды, ставшие популярными, благодаря местным знаменитостям, например, Andersson Bell. Джонгук из BTS надел их кроссовки на церемонию вручения премии «Грэмми». Успех был просто колоссальным. И, конечно, мы не можем не упомянуть Gentle Monster — их эффектные аксессуары украшают образы Тильды Суинтон, Рианны, Бейонсе, Билли Айлиш и других знаменитостей.