Квартиры в СССР, в наши дни и квартиры будущего – в чем разница интерьеров? И как создать сегодня дизайн мечты? Рассказывает эксперт
Дизайн – это все, что нас окружает, от одежды до предметного окружения, средств транспорта, медицинской техники и пультов атомных станций. Дизайнер в своих проектах должен проявлять множество компетенций: инженера, психолога, социолога, проектировщика и художника. Но самое главное для промышленного дизайнера – умение добиться высокой эргономики. И к интерьеру это требование относится едва ли не больше, чем к чему-либо еще.
Я искренне считаю, что даже эстетика может не быть основным фактором при выборе вещей. Но если дизайн продуман, скорее всего, вещь будет красивой. Как говорил Туполев: «Некрасивые самолеты не летают». И этот подход очень четко описывал отношение к нашей профессии в СССР. Ведь до конца 1980-х дизайн назывался технической эстетикой.
В этом контексте следует воспринимать и процесс создания интерьеров. Хороший интерьер – это признак уважения к себе, своей семье, коллективу, если мы говорим об офисе. Уютное и удобное пространство не обязано быть дорогим и сложным, для того чтобы позитивно влиять на психику человека. Это прекрасно показала пандемия, во время которой многие люди осознали, что слишком мало времени и внимания уделяли своему жилому пространству. Результатом стал настоящий бум ремонтов.
Исторические периоды в интерьере часто совпадают с периодами политическими. Например, период, который мы называем сталинским ампиром, не просто так получил свое название. Или, например, «хрущевская оттепель», также несущая свои стилистические особенности. В эти периоды предметы интерьера создавали, исходя из типовых проектов квартир и подхода, который определяла политика партии.
В интерьерах общественных зданий в сталинском ампире (специалисты еще называют его советской неоклассикой) было много символики – звезд, знамен, лепнины — готовые решения предлагает один из участников выставки «Ликорн». На их сайте представлены как классические варианты, так и современные формы, которые можно кастомизировать под свой интерьер . После постановления о борьбе с излишествами и начала массового строительства социального жилья интерьеры стали более легкими. Простые формы, большие окна, мебель на тонких ножках, много воздуха – модернизм пришел в советские квартиры.
При этом важно, что создание предметов интерьера в прошлые десятилетия было напрямую связано с промышленностью, а промышленность – с государством и его производственными планами. С появлением новых продуктов волны ремонтов в квартирах москвичей в короткий срок меняли один массовый интерьер на другой – не менее массовый. Сейчас в кино часто используется простой прием – если сцена начинается с кадров квартирного интерьера, зритель с точностью до десятилетия может понять, о каком историческом периоде идет речь.
Квартиры часто представляют собой настоящие музеи – застывшие свидетели эпохи. Я, например, обожаю приезжать к дедушке, у которого есть настоящая «Ригонда», а в серванте стоят сервизы «Дулевского фарфора» и советский еще хрусталь из Гусь-Хрустального. Это настоящая капсула времени.
В нашем музее есть экспозиция «История российского дизайна», где мы демонстрируем все периоды и стили за последнее столетие: авангард, советское ар-деко, неоклассику, модернизм, 1980-е и современный дизайн.
Мы проводим параллели между историческими и современным разработками дизайнеров. Очень интересно воочию наблюдать, как часто дизайнеры обращаются к историческим образцам, переосмысляя их, создают новые предметы, вдохновляясь экспериментами художников авангарда или предметами из нашего детства.
Надо признать, что время типовых интерьеров в привычном смысле безвозвратно ушло. Массовое производство при очень ограниченном ассортименте уступило место бесконечному разнообразию при выборе функциональности, стиля, творческого подхода художников. И даже тот факт, что многие западные компании ушли с отечественного рынка, уже не в силах обратить время вспять.
Для российских дизайнеров началось время новых творческих возможностей. Растет предложение и ассортимент. Кроме того, мне очень нравится, что сейчас в интерьерах все чаще используются винтажные вещи, некогда разработанные во Всероссийском (прежде – Всесоюзном) проектно-конструкторском и технологическом институте мебели (ВПКТИМ).
Эти вещи эргономичны и очень практичны. Молодые люди реставрируют предметы, доставшиеся им от бабушек и дедушек, сохраняют воспоминания, личные истории, делают свои квартиры уютными. На выставке можно познакомиться с продукцией бренда «Лига». Компания производит лако-красочные материалы, которые подойдут для реставрации любой мебели. Это еще и очень экологично, так как напрямую сокращает потребление ресурсов.
Сейчас квартиру в Москве не составляет труда оформить абсолютно в любом стиле – от лофта до классицизма. Все ограничивается лишь фантазией дизайнера и его способностью донести свои идеи до заказчика. Но это делает гораздо более ответственным и сложным выбор подходящего – напомню, уютного и эргономичного – варианта.
Если что и отличает московских заказчиков услуг дизайнера интерьеров, так это их хорошая «насмотренность». Столица наполнена образцами хорошего стиля и современных трендов. Важную роль играет обилие выставок и отраслевых мероприятий.
Чем больше событий, тем быстрее развивается отрасль. На таких выставках дизайнеры и производители находят себе партнеров, дистрибьюторов, новых заказчиков. А посетители могут познакомиться с самыми модными направлениями создания креативных интерьеров, подобрать предметы мебели для своих квартир и загородных домов.
Много активностей наш музей провел в рамках Московской недели интерьера и дизайна. Помимо обновленной выставки «История российского дизайна. Избранное IV», мы показали работы лучших дизайнеров со всей страны, работающих в самых разных направлениях. Особое внимание гости обратили на стенд «Сделано в Москве» с брендами RANGA, Heldi Art, PLY, DECOCORE, COBA, VILLERMO, Amalin и многими другими.
Обычно при этих словах все представляют себе хайтек. Это и верно и неверно одновременно. Квартиры действительно становятся технологически сложнее. Все больше инженерных знаний требуется от дизайнера, чтобы правильно спроектировать кухню и ванную комнату, учесть растущие возможности систем «умного дома» и появление новых функциональных материалов. Но все это относится именно к «механической» стороне дела и практически не затрагивает свободу творческих идей.
Москва нашего времени – мультикультурный и космополитичный город, современный Вавилон, где найдется место для любых эстетических представлений. При этом столица остается регионом с самой высокой стоимостью недвижимости в стране. В практическом плане это означает, что в городе продолжат доминировать квартиры относительно небольшой площади. Это ведет к тому, что в интерьерах будут доминировать многофункциональные пространства и пространства-трансформеры – выбор современной мебели позволяет создавать их и в рамках ограниченного бюджета.
При этом надо учитывать и растущие возможности строительных технологий. В том числе в областях теплосбережения и проектирования несущих конструкций. Я думаю, в самое ближайшее время мы увидим, что панорамное остекление станет массовым трендом в жилищном строительстве. И это само по себе вызовет новые течения в интерьерном дизайне.
Переизбыток информации в жизни современного горожанина наверняка будет способствовать популяризации минималистичных стилей, спокойных цветов, натуральных материалов – стекла, дерева, камня. Последнему будет способствовать и рост экологической сознательности среди молодежи. Междисциплинарные компетенции и нестандартное мышление российских дизайнеров позволят реализовать любой набор требований.