На чем сэкономить в кризис: 5 советов предпринимателю от налогового консультанта

Эксперт рассказывает, какие нюансы стоит учесть
Ольга Ларионова
Аттестованный налоговый консультант, собственник бухгалтерского агентства «ВАШ МАЯК»

Предприниматели часто задумываются, как сократить издержки в турбулентные времена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экономить это не урезать все расходы, а распоряжаться ресурсами иначе.

Во-первых, важно определить, что генерит клиентский поток. И вкладывать ресурсы туда. Частая ошибка бизнеса в том, что владельцы начинают урезать расходы на привлечение клиентов и лидогенерацию (прим. ред.: маркетинговая стратегия, направленная на поиск клиентов), а этого делать никак нельзя. Наоборот, нужно больше вкладывать туда, чтобы получить приток клиентов в воронку продаж. Для этого просчитывается результативность каналов продвижения.

Во-вторых, необходимо провести оценку операционных затрат, отыскать позиции, на которых можно разумно сэкономить без ущерба для компании. Важно находить дешевое сырье, материалы, но так, чтобы качество не страдало. Закупайтесь оптовыми партиями по более низкой цене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проведите оценку операционных затрат
Проведите оценку операционных затрат
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третье, во время кризиса откажитесь от проектов, которые вы реализуете более 6 месяцев. Потому что деньги нужны сейчас, и идти в долгосрочные проекты не так выгодно. Анализируйте рентабельность и эффективность проекта на основе финансовой модели.

Кризис — толчок к тому, чтоб предприниматель пересмотрел бизнес-модель, занялся оптимизацией. Важно уделять этому внимание на постоянной основе, а не только тогда, как экономику штормит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается экономии на налогах, речь идет о разумной законной налоговой оптимизации. И этот вопрос должен быть всегда на повестке.

Пересмотрите бизнес-модель и займитесь оптимизацией
Пересмотрите бизнес-модель и займитесь оптимизацией
Unsplash

На что еще обратить внимание:

1. Банковские расходы на транзакции, вывод собственных денег и переводы физическим и юридическим лицам

Можно рассмотреть порядка 50 банков и их условия обслуживания клиентов. Где-то мы платим за удобство мобильного приложения и скорость переводов, а где-то мы можем получить «нулевые» комиссии за переводы денег и экономить на этом сотни тысяч рублей, а при больших оборотах и миллионы. К сожалению, предприниматели «застревают» в одном удобном для них банке и не ведут подсчет расходов на банковские комиссии. При этом в другом банке они могли бы платить в десятки раз меньше. Важно рассматривать банки с надежной репутацией, так как сейчас идут отзывы лицензий сомнительных банков. Поэтому включаем должную осмотрительность — выбираем надежный банк с минимальными комиссиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Действующие системы налогообложения

Хотя бы раз в полгода необходимо просчитывать финансовую модель и суммы налогов, используя разные системы налогообложения. Предприниматели, единожды выбрав систему налогообложения, работают так годами. И не анализируют, выгодно это или нет.

Индивидуальные предприниматели могут обратить внимание на патентную систему налогообложения. Патент подходит под определенные виды деятельности, и в каждом регионе эти виды деятельности и суммы налога по патенту свои. На калькуляторе от Федеральной налоговой службы рассчитывается налог по патенту по конкретному виду деятельности.

Просчитывайте финансовую модель и суммы налогов
Просчитывайте финансовую модель и суммы налогов
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для некоторых видов деятельности, например, медицина или IT, действуют льготные ставки на общей системе налогообложения (ОСН). И применять ОСН становится выгоднее, чем быть на упрощенной системе налогообложения (УСН). К сожалению, переход с УСН на ОСН и обратно возможен только с 1 января, но можно использовать выгодную систему налогообложения при открытии новых юридических лиц.

3. Льготные ставки налогов в регионах

Субъекты РФ самостоятельно могут устанавливать пониженные ставки по налогам, например, при УСН «Доходы» вместо стандартной ставки 6% — ставка 1%, а при УСН «Доходы-Расходы» вместо 15% — 5%. Бизнес часто прибегает к этому способу экономии на налогах, это называется «налоговой миграцией» или «налоговым туризмом», когда ИП или ООО меняют прописку и юридический адрес на другой регион, где действуют пониженные ставки. Это схема известна и налоговым органам, поэтому перед такими манипуляциями проконсультируйтесь с налоговым консультантом, а лучше несколькими, чтобы в будущем избежать претензий налоговой и доначислений налогов, пени и штрафов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Арендные ставки на офис

Проведите переговоры с арендодателем и договоритесь о понижении ставок аренды. Или переезжайте в офис поменьше, а часть сотрудников переводите на удаленный формат работы. Да, офис — это престижно, красиво, но есть ли в аренде этого офиса экономическая целесообразность? Возможно, стоит урезать издержки, а освободившиеся деньги направить на привлечение клиентов и тестирование новых источников привлечения лидов.

Насколько целесообразно арендовать офис?
Насколько целесообразно арендовать офис?
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. Автоматизация работы сотрудников

Сократить издержки на найм персонала можно за счет автоматизации рутинных процессов. Проанализируйте бизнес-модель, разберите попроцессно и определите, какой участок работы можно заменить роботом, а от какого отказаться. Это дает понимание, как оптимизировать штат с учетом текущей ситуации в компании.

На чем нельзя экономить:

Квалифицированные кадры

Брать более дешевого бухгалтера или IT-разработчика — не самый лучший вариант. Ведь неквалифицированный специалист обойдется намного дороже — это и время на обучение и адаптацию, и расходы на исправление ошибок.

Обращайтесь к налоговым консультантам
Обращайтесь к налоговым консультантам
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Консультации специалистов

Если решили заняться налоговой оптимизацией, обращайтесь к налоговым консультантам. Ведь цена ошибки в этой сфере огромна, и выгоднее заплатить на начальном этапе за разработку законной оптимизации, чем потом судиться с налоговой службой.

Качество продукта (товара, работы, услуги)

Люди могут купить плохой продукт только один раз. Потом они не вернутся и не порекомендуют его, а, наоборот, сделают негативную рекламу. А в этого клиента вложены маркетинговые и рекламные затраты. И стоимость такого клиента — не только себестоимость продукта, но и издержки на привлечение. Поэтому обращайте внимание на качество продукта, даже если бизнес сейчас в режиме экономии. Любая экономия должна быть разумной!