«Опаздываю на три года»: как одеваются молодые российские художницы
Таня Вино и Надя Железнова
выпускницы курса «Иллюстрация», основатели объединения Akulka Print
«Мы работаем в коллаборации, и, по сути, мы один большой художник. В общем и целом предпочитаем, во-первых, удобную, во-вторых, немного сумасшедшую одежду. Удобную,потому что никогда не знаешь, где тебе приспичит рисовать. Сумасшедшую, потому что такая одежда отражает мироощущение. Когда много рисуешь, много придумываешь,реальность начинает путаться, и уже не помнишь, где впервые появился, к примеру, тигр — в твоём рисунке или на принте любимой блузки».
Таня
«У меня есть три любимые вещи: рубашка с тиграми, бесформенные штаны из Monki и испачканные в краске ботинки. Ботинки, конечно, изначально были чистыми и выглядели даже немножечко модно. Но как-то я расписывала в них стену в баре и в процессе случайно расписала себя: теперь черные ботинки радуют глаз жёлто-сине-оранжевым пятнами акрила. Зато у меня нет проблем с подбором цвета теней для глаз. Очень удобно! В повседневной жизни я всегда ношу штаны и даже придумала себе по этому случаю правило: "В любой ситуации выбирай штаны". Ты просто надеваешь их с утра и знаешь: каким бы паршивым ни был твой день, штаны всё исправят.
Рубашка с тиграми — отдельная любовь. Она немного дурная, как и всё моё рисование. Мне даже кажется, что она владеет моим разумом. Вот серьёзно, я не помню,как она появилась. Просто однажды я ушла из дома в рубашке без тигров, а вернулась в рубашке с тиграми».
Надя
«Не думаю, что у меня есть любимые вещи, так как каждый сезон появляются новые фавориты — как говорится, новая любовь. Но если посмотреть на мой гардероб,выясняется, что, видимо, бессознательно, но настойчиво я отдаю предпочтение фланелевым рубашкам в клетку, джинсам и комбинезонам оверсайз. В этом мне удобно жить и работать. Покупая новую куртку, хожу со стаканом кофе и скетчбуком, проверяю,помещаются ли они в карманы. Как и в рисовании, люблю сочетать текстуры, материалы и набирать слои».
Аня Корнилова
студентка курса «Современное искусство», художник и автор перформансов
«Между мной-художником и мной-стилистом-самой-себя есть много общего. Я ненавижу,когда кто-то наблюдает за процессом моей работы, всегда показываю только готовый результат и не позволяю участвовать в процессе. Ирония (самоирония в том числе) является неотъемлемой частью того, что я делаю. Ну и, наконец, принимая во внимание мнение других, я никак на него не ориентируюсь.
В выборе одежды у меня, как правило, два критерия: удобно и интересно. Все мои «базовые» вещи, которые я ношу постоянно и со всем подряд, на деле совсем не базовые — судите сами: бархатное кимоно с перьями, расшитая цветами джинсовка, «пижамный» костюм,который я ношу то целиком, то частями, сумка от нового интересного русского бренда с острыми зелеными углами... В подборе гардероба ориентируюсь только на свой вкус — не слежу за трендами, не отталкиваюсь от цены или бренда, на шопинг всегда хожу одна. Если какой-то тренд мне бросился в глаза и понравился, то, конечно, я его возьму на заметку, но меня никогда не будет волновать, потерял он актуальность или нет.
В моем гардеробе есть две категории вещей: те, в которые я влюблена, и те, которые я покупаю, чтобы первую категорию было с чем носить. Понимаю, что большую часть времени я бываю overdressed и выгляжу как Филипп Киркоров: стразы, перья, яркие аксессуары... но в своём стиле я чувствую себя великолепно. В то же время меня абсолютно не напрягает выйти в люди в чём-то похожем на пижаму, комбинацию или даже нижнее бельё. Меня с детства привлекали экстравагантные наряды, и мне кажется, что методом проб и ошибок мой стиль эволюционировал в правильную сторону, не дав потерять элементов индивидуальности».
Алина Жекамухова
выпускница ДПО «Современное искусство», художник, проходит стажировку в московских галереях в кураторских отделах и преподает детям теорию и практику искусства
«Я замечаю, что использую одни и те же паттерны и в одежде, и в художественной практике,и даже в своей речи. Например, я часто гиперболизирую и использую диссонансы в понятиях и явлениях в своих работах. В жизни я довольно серьезная и сдержанная,но если вдруг вижу в магазине розовую сумку из искусственных перьев, то понимаю, что не могу без нее. Получается такой оксюморон, грустная шутка — я и утрированно-инфантильные детали. Но носить все это я могу себе позволить очень редко — обычно могу рассчитывать только на старые кроссы и толстовки. На работу и учебу лучше всего надевать то, что не жалко.
У меня нет любимых луков, есть любимые элементы, детали. Они как подорожник: приложишь — и сразу легче на душе становится. К сожалению, люди часто решают, как к тебе относиться, руководствуясь тем, как ты выглядишь. Я пытаюсь отходить от того, как меня хотели бы видеть окружающие, в пользу того, как мне хотелось бы видеть себя. Но это долгий и сложный процесс. Все еще ловлю себя на том, что одеваюсь на разные встречи ожидаемым от меня образом. Мне важно, чтобы одежда была приятной на ощупь и не сковывала движения, меня очень редко можно увидеть в чем-то узком, но предпочтения часто меняются на точно противоположные. Пожалуй, мартинсы — это единственная деталь, которая не выйдет из моего гардероба. Пару с принтом от токийского тату-художника я берегу как зеницу ока.
С тех пор как я поступила в Британку, у меня стало уходить намного меньше денег на одежду, обучение не дешевое. Это тоже повлияло на то, как и где я одеваюсь. У меня много подаренных вещей, вещей от моей сестры (она моделирует одежду) и из секонд-хендов. В таком образе я была на открытии последней выставки, например. Когда оделась,вдруг поняла, что в магазине покупала только кюлоты».
Маша Павленко
выпускница факультета «Сценография», художник, арт-директор театральной организации UNITED PLAYGROUNDS
«В моей манере одеваться четко проглядывается профессиональная деформация. Комплект одежды для меня — всегда костюм, отдельный предмет одежды — "найденный объект" (это термин из области современного искусства). Чаще всего я приобретаю вещи, потому что они притягательны сами по себе, вне модного контекста и, я бы сказала, в немодном контексте. В среднем за модой я опаздываю года на 3 (так мне кажется, по крайней мере). Вещи,которые меня интересуют, всегда будут либо крайне странные, либо крайне лаконичные — до совершенства.
Так я оказываюсь перед кучей шмоток, пришедших из совершенно разных мест, и тогда из них приходится лепить персонажа (я воспринимаю лук как костюм). Мне нравится давать какие-то неявные ссылки в неявных временных направлениях, но четкую стилизацию под что-то я не люблю. О самоиронии в моих луках, кстати, свидетельствуют вещи вроде классических кедов Adidas. Используя театральные термины, такой подход можно назвать методом отстранения, дистанцированием себя от персонажа. Это моя любимая константа и точка отсчета. Очень грущу, когда смена сезонов обязывает и к смене обуви».