В 1960-х годах в Советском Союзе начали появляться «отказники» — люди, которым власти не разрешали эмигрировать. Для многих из них жизнь в СССР была настоящим мучением — в частности, для евреев, которые подвергались дискриминации по национальному признаку. Их выгоняли из институтов за мелкие провинности, не брали на работу и, как сейчас бы сказали, подвергали травле. «Однажды в ОВИРе мне так и заявили: "Вы сгинете здесь, но никогда не увидите Израиль!" — вспоминал участник акции побега Йосеф Менделевич. Поэтому "отказники" были готовы пойти на все, лишь бы уехать.
Операция «Свадьба»: кто и когда предпринял первую попытку угнать самолет из СССР
Идея захвата

В ноябре 1969 года бывший пилот Марк Дымщиц, поняв, что официального разрешения на выезд из страны от властей можно не ждать, предложил выпускнику Политехнического института Гилелю Бутману угнать самолет и улететь за границу. Тот его идею поддержал.
Операция «Свадьба»

Сначала они планировали захватить большой самолет — Ту-124 на рейсе Мурманск — Ленинград и улететь в Европу, где, как предполагалось, они сдадутся властям и получат разрешение на выезд в Израиль. Бутман и Дымшиц хотели, чтобы в самолете были все «свои», поэтому нашли и других желающих эмигрировать. В свой план они остальных пассажиров посвятили, и те согласились. Чтобы такое количество евреев на борту самолета ни у кого не вызвало подозрений, операцию решили назвать «Свадьба» — по легенде вся дружная компания отправлялась на торжество.
Беглецы хотели быть уверены, что Израиль их действия одобряет, поэтому они смогли передать властям зашифрованное послание о своих планах. Через некоторое время они получили ответ: «Гуля! Твой дядя Шимон считает это лекарство слишком сильным». Стало понятно, что Израиль считает акцию рискованной и не поощряет ее. Бутман и некоторые другие участники акции от побега отказались. Но Дымщиц сдаваться не собирался.
Теперь он решил захватить небольшое воздушное судно Ан-2.
К тому времени КГБ уже была в курсе всего происходящего — за организаторами акции следили и прослушивали их телефоны.
Беглецы собирались захватить самолет в городе Приозерск Ленинградской области, куда часть участников должна была приехать под видом пассажиров. Пилотов организаторы побега собирались связать и оставить их на земле, за штурвал должен был сесть Дымшиц. Конечной точкой побега выбрали шведский город Буден, до которого от Приозерска было рукой подать. Там беглецы планировали дать пресс-конференцию и попросить выпустить их в Израиль.
Участие в акции приняли 16 человек. Трое из них были русские диссиденты: Эдуард Кузнецов, Алексей Мурженко и Юрий Федоров.
Арест

15 июня 1970 года организаторов и участников несостоявшегося побега арестовали. Их обвинили по трем статьям: «Измена родине», «Попытка хищения социалистической собственности в особо крупных размерах» и «Антисоветская агитация и пропаганда». Двоих — Марка Дымщица и Эдуарда Кузнецова — приговорили к смертной казни.
Однако дело получило большой общественный резонанс — лидеры западного мира обратились к Леониду Брежневу с просьбой смягчить приговор осужденным. Под давлением общественности его действительно изменили — на срок 15 лет лишения свободы. Другим участникам акции дали от 4 до 15 лет.
Долгожданный выезд
В 1979 году США и СССР договорились об обмене — Советский Союз освободил пятерых участников самолетного дела и получил от Соединенных Штатов двух советских разведчиков. Тогда же были освобождены и другие участники побега.
В Израиле, куда после освобождения наконец смогли улететь Дымшиц и другие, их встречали как героев.