От смолы до энергетика: краткий курс истории жевательной резинки
Форма и содержание
Резинку начали жевать в Северной Америке еще в 1850-х годах с подачи предпринимателя Джона Кёртиса. Из еловой смолы и парафина он вываривал густую субстанцию, ломал на мелкие куски и раскладывал по деревянным коробочкам. Через двадцать лет другой американец Томас Адамс полностью поменял рецептуру (взяв за основу природный каучук), формат и вкус продукта. Жвачку — со вкусом апельсина и лакрицы — стали выпускать сначала в виде палочек-карандашей, а затем поделили на узкие эластичные полоски и начали заворачивать их в бумажную упаковку. В 1888 году появились специальные торговые автоматы, в которых продавались разноцветные жевательные шарики со вкусом тутти-фрутти. Машина работала просто: положил в щель монетку — получил жвачку. Каждый десятый шарик выпадал бесплатно. Во время «сухого закона» в США автоматы по этой причине даже запретили — причислили их к игральным. Хорошо известные нам подушечки появились в 1899 году: сахарная глазурь, покрывающая жвачку, позволяла ей дольше храниться и не высыхать.
Добавить экстракт мяты в жевательную резинку одним из первых додумался Уильям Ригли-младший. Бренд Wrigley’s Spearmint вышел на рынок в 1893 году. Вкус оказался настолько популярным, что в 1914 году появилась его еще более мятная версия — Wrigley’s Doublemint. С появлением освежающих вкусов жевательную резинку перестали воспринимать исключительно как лакомство. Через рекламу Уильям Ригли объяснил покупателям, что жевание этого продукта в конце каждого приема пищи помогает освежить дыхание и способствует пищеварению. Кстати, первую жевательную резинку без сахара стали выпускать в 1950-х годах. Недавнее исследование Американской ассоциации зубных врачей подтвердило, что жевание резинки без сахара в течение 10 минут после еды способно уничтожить до 100 млн патогенных бактерий в ротовой полости. Так что это отличное подспорье в борьбе с кариесом и болезнями десен.
Жуй в удовольствие
Помимо очевидной пользы, жевание резинки — еще и веселое занятие. Благодарить за это стоит американца Уолтера Димера, который изобрел формулу жвачки для надувания пузырей. Она стала более эластичной, а пузыри начали держать форму и не лопаться преждевременно. Самый большой пузырь (диаметром 58,5 см) надула американка Сьюзен Монтгомери Уильямс — рекорд был поставлен в прямом телеэфире в 1994 году и с тех пор никем не побит. Как советуют знатоки, лучше всего для надувания пузырей подходят «Orbit Детский» или Hubba Bubba. А Juicy Fruit сегодня даже выпускается в специальной версии «Клубничная надувная лента», от которой можно отрывать кусочек любого размера.
Существуют и другие «жевательные» развлечения. В Японии и Китае очень популярна жвачка в форме небольших шайбочек. Если зафиксировать драже губами и резко дунуть в отверстие посередине, раздастся громкий свист. Потренировавшись, можно даже насвистеть несложную мелодию. В Азии же придумали «жвачку-конструктор» GyoGyoGyo. В упаковке четыре фруктовых вкуса, соединяя которые между собой, можно получить еще шесть новых вкусов. Например, пожевав яблочную пластинку вместе с виноградной, получишь вишневый вкус. Правда, этому продукту далеко до жвачки из книги «Чарли и шоколадная фабрика» Роальда Даля. Если помните, творение Вилли Вонки на вкус ощущается сначала как овощной суп, потом как ростбиф, а в завершение — как черничный пирог.
Производителям жевательной резинки не занимать выдумки у писателей. В разное время на рынке появлялись сосательная жвачка, жвачки с жидким или гелеобразным наполнителем, со вкусом колы, корицы, дыни, черники и даже попкорна. В 1960-х набрала популярность банановая жвачка Esteez в виде крошечных кусочков золотой руды. Ее продавали в миниатюрных тканевых мешочках, похожих на те, которые использовали на приисках в годы Золотой лихорадки. В 1990-х под маркой Hubba Bubba делали жвачку Ouch! — пластинки выглядели в точности как лейкопластырь, а коробочка из-под них была стилизована под аптечную. Словом, если выбирать девиз для жвачки, то он звучит как «весело и вкусно».
Мир, дружба, жвачка
Всемирная слава пришла к жвачке после Второй мировой войны — американские солдаты щедро делились ей с союзниками. С тех пор едва ли не в каждой стране придумали свою собственную версию этого продукта. В Японии, например, есть «жвачка красоты» с коллагеном и гиалуроновой кислотой в составе — она пахнет дамасской розой и, по словам производителей, ухаживает за кожей. В Великобритании популярна энергетическая жвачка с кофеином, витаминами группы B и таурином в составе. Она вызывает прилив сил и повышает работоспособность организма после жевания. В Финляндии в магазинах можно встретить жвачку со вкусом соленой карамели. В Италии — с ароматом сладкой ваты. В Бразилии вышла лимитированная коллекция «маракуйя и ежевика». На родине жвачки в США выпускают линейки самых невероятных вкусов: бекона, соленых огурцов, абсента, капкейков. Впрочем, несмотря на такое разнообразие, американские покупатели по-прежнему отдают предпочтение мятной жвачке. Основатель Wrigley был бы доволен таким успехом своего изобретения!