Как Айрис Апфель в 100 лет стала модной иконой и покорила весь мир
Как все начиналось
Айрис Апфель появилась на свет 29 августа 1921 года в Квинсе (самый большой район Нью-Йорка) в еврейской семье. Мало кто знает, но мама королевы декора, Сэди Баррел, родилась в России.
Модой и дизайном Айрис стала увлекаться еще в раннем возрасте. Все началось, когда в один из вечеров бабушка начала развлекать ее играми с лоскутами ткани. «Она открыла одну сумку, а затем другую, и то, что я увидел, сильно удивило меня: гигантская куча маленьких остатков ткани всевозможных цветов и узоров — там были обрывки всех видов, всех форм и размеров», — вспоминала Айрис. Интерес к моде объясняется и тем, что ее мама владела бутиком, а отец занимался производством предметов интерьера, поэтому часто сотрудничал со знаменитыми дизайнерами. А свою обширную коллекцию украшений Апфель начала собирать еще в 12 лет! «Я рыскала по антикварным магазинам и была очарована всем этим старым хламом», — говорила она.
Будущая икона стиля изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете, но профессиональным искусствоведом так и не стала. В молодости Айрис была редактором в модном журнале Women’s Wear Daily. Параллельно с этим она работала помощником иллюстратора Роберта Гудмана..
Модный путь
В 1948 году Айрис связала себя узами брака с Карлом Апфелем, с которым прожила в любви и согласии до самой его смерти (он ушел из жизни в 2015-м в возрасте 100 лет, — прим. ред.). Через два года после свадьбы вместе с мужем она основала текстильную компанию Old World Weavers, которая занималась реставрацией и производством тканей. Вскоре их клиентами стали Грета Гарбо, Монтгомери Клифт, а также бренд Estee Lauder.
Апфель также начала сотрудничать с Белым домом и в течение многих лет оформляла кабинеты президентов США. Именно тогда ее прозвали Первой леди тканей.
«Нам довелось потрудиться в Белом доме для администрации девяти разных президентов: от Гарри Трумэна до Билла Клинтона. Из-за этого меня иногда называли "первой леди тканей" или "владычицей материи". Это забавно», — делилась дизайнер. Супруги путешествовали по всему миру, пытаясь найти уникальную мебель и особые ткани.
Большие круглые очки, акцентная помада и массивная бижутерия стали важной составляющей фирменного стиля Айрис. Именно благодаря своим экстравагантным нарядам она стала узнаваемой фигурой в мире моды. «Не бойтесь экспериментов! Ничего страшного, если вы ошибетесь, это всего лишь одежда. Полиция моды не заявится и не отправит вас за решетку», — считает Апфель.
Так, в сентябре 2005 года Институт костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке презентовал масштабную выставку под названием Rara Avis: The Irreverent Iris Apfel, которая была посвящена ее гардеробу. Вот как объясняли свой выбор ее организаторы: «Айрис Апфель — одна из самых ярких личностей в мире моды, текстиля и дизайна интерьера, и за последние 40 лет она культивировала личный стиль». Экспозиция имела такой успех, что отправилась в турне и по другим городам страны, а затем вернувшиеся экспонаты остались в музее. Кстати, свою популярность Апфель также обрела и благодаря документальному фильму Альберта Майзелса «Айрис», который вышел на экраны в 2014 году. Эта картина повествует о жизни известного коллекционера.
Икона стиля
«Запомните, я самый старый подросток в мире», — смеется дизайнер. Апфель не перестает ломать все стереотипы и доказывать, что возраст — это всего лишь цифра.
Так, в 97 лет она стала одной из самых возрастных манекенщиц, заключив свой первый модельный контракт с агентством IMG. С тех пор Айрис сотрудничает со многими брендами и принимает участие в их рекламных кампаниях. Впрочем, до этого она уже украшала обложки журналов.
А в 2018 году компания Mattel выпустила в честь модницы куклу Барби, на которой был зеленый костюм Gucci — именно в этом наряде Апфель презентовала свою книгу «Икона стиля по случайности». «Я люблю наряжаться, и мне абсолютно все равно, кто и что обо мне подумает. Подготовка к вечеринке мне нравится куда больше, чем сама вечеринка», — уверена она. В этом году Айрис Апфель исполнился 101 год! По этому поводу декоратор выпустила совместно с Ciaté London лимитированную коллекцию косметики, в которую, разумеется, вошла и ее любимая красная помада. «Красота в глазах смотрящего. Вы должны делать то, что заставляет вас чувствовать себя красивой и особенной. Я люблю наносить макияж. Наряду с модой это часть того, как я выражаю себя», — считает Айрис.