Питер Линдберг: как один фотограф создал супермоделей 90-х
Питер Линдберг: от художника к фэшн-фотографу
На самом деле настоящая фамилия фотохудожника Бродбек, родился он 23 ноября 1944 года в польском городке Лешно, который на тот момент входил в состав Германии. Когда малышу было всего два месяца, семья переехала в промышленный Дуйсбург. Так что маленький Питер с детства жил среди индустриальной разрухи, но находил в этом определенное очарование.
Его родственники были весьма далеки от искусства: отец продавал сладости, мать занималась исключительно домашними делами, хотя всегда мечтала стать оперной певицей. Книги в доме считались не очень важной и ценной вещью, потому обычным развлечением было листание старых семейных фотоальбомов. Юный Бродбек, помимо снимков, также любил штудировать старенькую энциклопедию, рассматривая картинки.
Будучи подростком, он решил, что его призвание — искусство, поэтому бросил школу и посвятил себя работе оформителя витрин. Спустя время он уехал в Швейцарию и пробыл там девять месяцев, а после скоропалительно поступил в академию изящных искусств, чтобы изучать живопись, к которой всегда тянуло. Но именно в этот период Бродбек и разочаровался в профессии художника. Он ненавидел классические приемы пейзажной живописи и желал писать авангардные картины. Особенно юношу увлекало творчество Винсента Ван Гога.
В итоге Бродбек бросил и учебу в академии, отправившись во Францию, в городок Арль, где когда-то жил его кумир. Днем парень работал, а вечерами писал картины и пытался их продать. Такой режим Питер выдержал 8 месяцев, после чего добрался автостопом до Испании, а позже, после двух лет путешествий и поиска себя, вернулся в Германию и снова поступил в школу искусств. На этот раз в Крефельде, где изучал любимую концептуальную живопись.
Однако после первой дебютной выставки в Париже, которая провалилась, Бродбек понял, что художником ему не стать и некоторое время искал, чем же заняться. Помог случай и его семья. Родной брат обзавелся детьми и попросил Питера поснимать их на память. Молодой человек пришел в восторг от непосредственности и искренности малышей, позже стараясь добиваться того же и от моделей.
Фотография привела Питера в мастерскую Ганса Люкса в Дюссельдорфе, где он в качестве помощника изучал основы этого вида искусства. Через полтора года молодой человек открыл собственную рекламную фотостудию, взяв псевдоним Линдберг. Просто оказалось, что в одном городе проживают два Бродбека, и оба — фотографы.
В 80-х Линдберг работал с немецкими глянцевыми журналами, а позже его талант заметили редакторы из Marie Clare и американского Vogue. До создания супермоделей осталось всего какое-то десятилетие.
Стиль Питера Линдберга
Стиль фэшн-фотографа ковался еще в 80-е, но его черты стали узнаваемы как раз в начале 90-х. Линдберг с самого начала работы возненавидел глянец, в котором женщина представала слишком идеальной. «Это не жизненно! В реальности так не бывает!» — всегда заявлял Питер. Именно потому он старался располагать к себе моделей так, чтобы в кадре они казались естественными. Да, несколько небрежными, слегка растрепанными, но отличающимися от красивых и неживых мраморных статуй. Фотограф всегда помнил о детской непосредственности, пытаясь найти ее и во взрослых людях.
Секрет техники Питера Линдберга
Питер по большей части любил делать монохромные снимки, считая их наиболее выразительными. Действительно, цвет не отвлекает от созерцания красоты и эмоций. Однако, если было необходимо, то на фотографиях Линдберга появлялись все оттенки радуги. Всему свое время и место, полагал он, предпочитая все же стилистику черно-белого кино и свой любимый Nikon.
Несмотря на развитие сферы фототехники, Питер предпочитал работать по старинке, снимая на пленку. Он вообще старался избегать современных фоторедакторов, говоря, что они создают мир нереальной, недостижимой красоты. А что в таком случае остается от работы фотографа? Ничего, только умение в нужный момент «нажимать на кнопочку». Потому чуть позже в договоре с Линдбергом появился пункт об отсутствии ретуши.
Особенно неодобрительно фэшн-фотограф отзывался о селфи, которые рушат не только пропорции лица и тела, но еще и фильтрами убивают естественность внешности, создавая одинаковые для всех образы. Впрочем, он никогда не был и противником прогресса. Именно Питер снимал премьер-министра Новой Зеландии для британского Vogue по видеосвязи.
Чаще всего он предпочитал снимать моделей и знаменитостей на натуре или в городском пейзаже, где главенствовал природный свет, дающий мягкие тени. В студии же Линдберг любил темный минималистичный фон, чтобы ничего не отвлекало от лица и позы.
Он всегда старался разнообразить кадры эмоциями, любыми — от гнева, страха, высокомерия и напускного безразличия до удивления, презрения и радости. Именно это и стало коронной «фишкой» работ фотографа, по которой их можно было отличить от прочих глянцевых снимков.
Питер Линдберг и 10 топ-моделей
Фирменный стиль Линдберга выражался также в сотрудничестве с ограниченным числом моделей. Разумеется, определенные заказы на съемку новых лиц ему поступали. Но чаще всего он работал с десяткой топ-моделей: Наоми Кэмпбелл, Хеленой Кристенсен, Синди Кроуфорд, Линдой Евангелистой, Кристен МакМенами, Кейт Мосс, Татьяной Патиц, Клаудией Шиффер, Кристи Тарлингтон и Амбер Валеттой.
С ними началось восхождение Питера на Олимп моды, потому он всегда был предан этим девушкам. Фактически именно он и сделал их супермоделями 90-х, чью популярность до сих пор сложно превзойти свежим и ярким звездам фэшн-индустрии. Вместе с Линдбергом модели росли, приобретали женственные формы и обзаводились первыми морщинами. Но изменения во внешности никогда не беспокоили фотографа. Напротив, он всегда старался показать, что молодость не вечна, а душа и чувства — важнее имиджа.
Кстати, именно своим любимым моделям Линдберг и посвятил первую книгу «Десять женщин». В ней только черно-белые снимки тех, чьи имена до сих пор на устах. Правда, долго со своим топ-10 фотограф не продержался, этот период растянулся на почти 12 лет. Бьюти-индустрия диктовала свои правила, и им пришлось подчиниться. Так в архиве Питера появились фотографии новых моделей, актеров и актрис, политиков и спортсменов. Но фэшн-фотограф часто с теплом вспоминал времена своих десяти женщин.
Питер Линдберг и Анна Винтур
«Девушка Питера Линдберга» — это не фантазия. Именно он создал образ женщины 90-х, спортивной, свободной, уверенной в себе. Но это было бы невозможно без участия Анны Винтур, знаменитого редактора американского Vogue.
Все началось с приглашения фотографа поработать с изданием Соединенных Штатов. Креативный директор Александр Либерман долго зазывал Питера, но тот постоянно отказывался. Аргумент Линдберг предъявлял железный: «Не хочу снимать шикарных, богатых дам с сумочкой из крокодиловой кожи». Эти образы казались ему надуманными, искусственными и далекими от реальности. И тогда Либерман сдался, предложив фотографу полную свободу действий.
В январе 1988 года Линдберг выбрал малоизвестных тогда моделей и снял их в белых рубашках на пляже. Правда, в редакции американского Vogue эту работу не оценили, уж слишком естественными были девушки, эмоционально раскованными. И практически без макияжа! Снимки положили в стол, а Питера больше не приглашали.
Но буквально через полгода после этого случая в издании грянули перемены, и на пост редактора пришла Анна Винтур. Именно она достала из архива снимки Линдберга и сказала: «Это то, что надо!». Так на свет появилась девушка 90-х, знающая себе цену в любой ситуации и в любом образе. Можно сказать, что именно Винтур продвинула стиль Линдберга, открыв его всему миру.
А в ноябре 1988 года в шоке от новой обложки журнала была вся редакция. Раньше подобные кадры, на которых модель не смотрит прямо в камеру, да еще и щурит глаза, считались браком. Плюс — простые голубые джинсы и полное отсутствие прически! Это была неслыханная дерзость и вызов общественному вкусу. И Линдберг вместе с моделью Микаэлой Берку совершил прорыв, придав человечности бессердечному глянцу.
Питер Линдберг для календаря Pirelli
Фотограф оказал немалое влияние на знаменитый календарь Pirelli, компании, которая производит автошины. Именно Линдберга четырежды приглашали, чтобы внести кое-какие новшества — в 1996, 2002, 2014 и 2017 годах. Такого доверия из знаменитых фотографов редко кто удостаивается.
Первую работу для Pirelli Линдберг сделал черно-белой, пригласив сниматься в пересохшем калифорнийском озере супермоделей. Во второй раз (в начале нулевых) он снял молодых, но перспективных голливудских актрис, добавив календарю цвета и одежды.
А в 2014 году Питер работал уже в паре с другим известным фэшн-фотографом — с Патриком Демаршелье. Они создали групповые снимки, что также стало одним из новшеств. Все-таки чаще всего в календаре Pirelli ставку делали на одиночные снимки.
Через три года Линдберг уже снимал знаменитых актрис, спортсменок, представительниц стендап-комедии, которые были старше 30 лет. Вокруг снимков 2017 года поднялась знатная шумиха. Все задавались вопросом, как мог фотограф выставить этих дам в таком свете — с морщинами, пигментными пятнами, венами на руках, складками на животе. Но Питер оказался верен своему стилю и убеждению: естественную красоту не убивают даже годы.
Знаменитые фотографии Питера Линдберга
Модели в белых рубашках
Тот самый снимок, который сначала раскритиковали редакторы американского Vogue. Девушки в белых рубашках, резвящиеся на пляже. Именно с него началась эра супермоделей и новой женственности.
Обложка британского глянцевого журнала 1990 г.
На эту обложку попали Линда Евангелиста, Наоми Кемпбелл, Кристи Терлингтон, Синди Кроуфорд и Татьяна Патиц. Именно они и начали победное шествие супермоделей.
Ангел по имени Эмбер
Модель Эмбер Валетта стала воплощением городского ангела Большого Яблока — Нью-Йорка. Белый костюм и Таймс-сквер стали исключительным модным сочетанием 1993 года.
Не только женщины
Питер Линдберг, высоко ценивший женскую красоту, умел снимать и мужчин. В 2002 году он сделал серию фотографий Эдриана Броуди (вместе с Азией Ардженто). Снимок задумчивого актера за стеклом стал, пожалуй, самым тиражируемым и узнаваемым в СМИ и соцсетях.
Неизвестное лицо Николь Кидман
Актриса снялась для календаря Pirelli-2017 в амплуа не идеальной леди, а обычной женщины. Питер Линдберг увидел ее естественной, чувственной и чуточку закрытой. Но тем не менее глаза Николь смотрят в душу каждому зрителю. Сама актриса на съемке много раз удивлялась, что позволила мастеру представить себя в таком простом виде. На это фотограф неизменно отвечал: «Ты еще никогда не выглядела такой красивой».
Питер Линдберг о моде и искусстве фотографии
«Я брал уроки рисования, но то, что мы изучали, подходило скорее под определение "концептуального искусства" и казалось мне слишком заумным. Мне хотелось творить и встречаться с новыми людьми — здесь же я чувствовал себя не у дел. Зачем становиться художником, если то, чем ты занимаешься, кажется бессмысленным?».
(о своем обучении живописи)
«Используя классическую камеру, ты остаешься с объектом съемки один на один, и это создает определенный интимный момент. Невозможно снять все за две минуты, потому что ты не видишь результата в процессе, и тебе приходится делать больше кадров».
(о съемке на пленку)
«Женская красота, как ее сегодня изображают в глянцевых журналах, — это ужасно. Я журналы даже не смотрю больше из-за этого, настолько все плохо. Все эти отретушированные идеальные монстры с ногами, вытянутыми в фотошопе — кошмар».
(о журнальной ретуши)
«Когда я сделал съемку для последнего календаря Pirelli, мне сказали: "О, как это смело — снять актрис в возрасте без ретуши". Да вы что? Мне просто нравятся все эти женщины, мне все равно на их возраст».
(о съемке календаря Pirelli на 2017 год)
«Фотография — это не один человек, документирующий другого человека. Это фотография тех отношений, которые у вас были в момент съемки».
(о творческом процессе)
«Я часто говорю, что мода — это моя страсть. Мода — это единственный вид коммерческой фотографии, который иногда дает вам полную свободу действий, чтобы делать то, что вы хотите, чтобы экспериментировать. Я стараюсь, чтобы каждая фотография выглядела так, будто она является частью большой истории».
(о коммерческой фотографии)
«Портреты могут быть сделаны самыми разными способами. Мой подход заключается в том, чтобы спросить клиента, какова цель, чего он хочет достичь с помощью изображений, и попытаться выработать стиль, который послужит этой цели. Иногда вы можете пойти еще дальше и работать нестандартно, такие изображения делать, кстати, веселее всего. В то же время и традиционный портрет с традиционным освещением может оказаться таким же сложным и интересным, как только вы достаточно близко познакомитесь с его объектом на ментальном уровне».
(об искусстве создавать портреты)
Последний проект Питера Линдберга
Питер долго и тщательно отбирал свои работы для выставки в Дюссельдорфе, где он начинал свою карьеру коммерческого фотографа. Снимки охватывали период с 80-х прошлого столетия по 2010 год. Однако сам провести экскурс для первых зрителей и раздать автографы Линдберг не смог. Не успел. Он умер 3 сентября 2019 года. А уже в начале 2020 года открылась экспозиция «Питер Линдберг: нерасказанные истории». Правда, из-за пандемии посетить ее успели не все желающие.