Почему коучинг в тренде? Какие запросы можно решить у такого специалиста — и реально ли коуч-сессии способны изменить жизнь
Коучинг про «здесь и сейчас»
Время — один из самых важных ресурсов: есть только здесь и сейчас. Научиться ценить каждую минуту и начать активно действовать могут помочь коучи, которых в мире сейчас больше 70 000. Для сравнения: десять лет назад квалифицированных коучей было примерно 40 000.
С английского coach переводится как «тренер». Первое значение — спортивный тренер. Но если добавить слово life (жизнь) или business (бизнес), то появляется другой смысл. Это ментор или наставник, который помогает добиваться самых разных жизненных целей.
Преодолеть финансовый потолок, изменить карьерный трек, решиться на переезд, правильно расставить приоритеты, наладить отношения с партнером или детьми — это только малая часть запросов, с которыми работают в коучинге.
Поэтому коуч нужен каждому, кто сталкивается с какими-то жизненными препятствиями и проблемами, но ощутимый эффект будет только в том случае, если максимально доверять подобным методикам и прийти на сессию с реальным запросом для работы.
Такая внутренняя работа актуальна как отдельным личностям, так и целым бизнес-корпорациям, поэтому треть компаний из списка Fortune 500 (прим. ред. — ежегодный рейтинг крупнейших предприятий США) пользуются услугами коучей. Головокружительный успех не избавляет от текущих проблем — рабочих и личных. Коучи есть у большинства всемирно известных личностей: Опры Уинфри, Леонардо Ди Каприо, Хью Джекмана, Серены Уильямс, Билла Клинтона и многих других.
Как работает коучинг
Главная цель коучинга — помочь людям раскрыть их истинный потенциал. Коуч направляет своих клиентов так, чтобы они добивались поставленных целей быстрее, эффективнее, легче, чем если бы они проходили этот путь самостоятельно. Метафорически коуча можно сравнить с компасом капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря», который показывал не север и юг, а направление на то, чего больше всего хочет его обладатель. Коуч тоже помогает найти самое желанное направление и составить маршрут до него.
Главный инструмент коуча — это вопрос. Нам часто больно, неудобно или некомфортно задавать себе многие вопросы, а коуч подсветит те моменты, которые мы сами можем не замечать, не осознавать или не признавать. Например, как вы будете себя чувствовать, когда добьетесь поставленной цели? Что бы вы сделали, если бы не было перечисленных вами преград?
Затем, используя грамотную работу с убеждениями, коуч способствует формированию в мозге клиента новых нейронных связей, которые помогают иначе взглянуть на любую ситуацию, в том числе и ту, что кажется безвыходной.
Следующий шаг — это создание плана действий по решению проблемы. Без действий не бывает результата, поэтому ошибочно думать, что коучинг — это только работа в формате «вопрос-ответ». После «раскопки» всех внутренних запросов, целей и убеждений (получается, коуч — еще и археолог) важно построить план, который поможет выйти на новый уровень. Но коуч не создает этот эскиз жизненных действий за клиента, он помогает уверенно держать карандаш, которым человек рисует свое будущее.
Как найти своего коуча
При поиске коуча нужно помнить о том, что это сфера услуг, где найти подходящего специалиста с первого раза — большая удача. Вам повезло, если вы нашли своего стоматолога, мастера по маникюру или массажиста с первой попытки. Ведь часто поиск идеального специалиста, в том числе и коуча, основан на методе проб и ошибок. Но некоторые базовые параметры, на которые стоит опираться при выборе коуча, выделить можно:
- Образование: получить коучинговый сертификат за несколько дней - невозможно. На обучение профессии коуча требуется минимум полгода (или больше).
- Часы практики: в любой работе опыт играет особую роль. В случае с коучами действительно работает правило «чем больше, тем лучше». Но и с новичками тоже можно взаимодействовать, чтобы помочь им практиковаться, а самим попробовать коучинг в целом. Это будет бюджетнее, чем сессии с теми коучами, кто давно в профессии. Годовая стоимость индивидуального коучинга у признанных профессионалов может начинаться от 5 миллионов рублей.
- Совпадение по ценностям: самый времязатратный параметр. Основной канал продвижения коучинговых услуг — это социальные сети. Специалисты стараются развивать личный бренд, поэтому, подписавшись на аккаунты нескольких коучей и понаблюдав за ходом их мыслей, расстановкой приоритетов и жизнью, можно будет выбрать того, кто откликается больше всего. Мужчина или женщина, постарше или помоложе, бизнес или лайф — на каждого найдется свой специалист.
- Отзывы и кейсы: надежный параметр для выбора любых услуг. Почитайте истории клиентов у приглянувшихся вам специалистов: какой была их жизнь и как изменилась после работы с коучем, какие были запросы и какие действия были предприняты. Возможно, в одном из таких отзывов вы увидите свою историю. Раз коуч уже помогал с подобными запросами ранее, то, скорее всего, он и вам сможет быть полезен.
В коучинге самый страшный шаг — первый. Решиться на него может быть так же страшно, как прыгнуть с парашютом или со скалы, познакомиться первой или уйти с нелюбимой работы, но этот шаг открывает новые желанные возможности. Важно принять решение и быть готовым трудиться вместе с коучем на пути к вашей цели.