Почему Наталия Трубникова так и не стала звездой экранов — и при чем тут Рудольф Нуреев
С чего все началось
Еще в три года маленькая Наталия поняла, чего хочет в будущем. Увидев по телевизору Майю Плисецкую, которая исполняла «Умирающего лебедя», Трубникова сразу решила, что хочет быть такой же. Это привело ее к танцевальной карьере — родители поддержали мечту. Сначала девочка посещала студию, а затем смогла поступить в хореографическое училище при Большом театре.
Путь был тяжелым. Трубникова вспоминала: «В студиях занимались на полупальчиках, а в училище нас начали ставить на пальцы. Ноги — в кровь. Специальных гелевых прокладок, как сейчас, тогда не было, и мы заклеивали раны пленкой от сырого яйца, а сверху — пластырем. Но кровь все равно просачивалась через пуанты».
Девушка выигрывала многочисленные конкурсы и уже с 15 лет гастролировала по всему миру. Из-за этого балерина отказывалась от поступающих предложений сняться в кино: например, в фильме «Хуторок в степи», «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского. Но, спустя несколько лет, кино все-таки пришло в жизнь Наталии Трубниковой, несмотря на ее концентрацию на танцевальный карьере.
Кино или сцена?
От съемок в фильме «Романс о влюбленных» балерина отказалась не только из-за гастролей: ей не понравилось, что нужно было сниматься обнаженной. Кроме того, девушка, которая в училище не успела еще испытать влюбленность, попросту не знала, как правильно сыграть это чувство. Об этом Наталия позднее рассказывала: «Режиссер Андрей Кончаловский очень удивился и отдал роль Елене Кореневой».
После выпускных экзаменов балерина не смогла попасть на сцену Большого театра — а все из-за одной четверки. Зато ее распределили в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, который сейчас известен как МАМТ. Там конкуренция была чуть меньше, чем в Большом, а значит перспективы больше — Наталия быстрее смогла бы стать солисткой.
Однако в театре случился небольшой инцидент, о чем рассказывала Трубникова: «Да, ты будешь везде солировать. Но при одном условии: никаких романов, никаких замужеств, ни с кем не встречаться». Я сразу поняла, что он имеет в виду: от меня требовались не только профессиональные данные. Это было неприемлемым, и я вместе с другими девочками пробивалась на общих условиях — через кордебалет». Но все в итоге сложилось хорошо. На сцене МАМТ Наталия исполнила больше тридцати сольных партий перед тем, как сместить фокус на кино.
Первой ее крупной ролью стал капитан корабля из фантазии Остапа Бендера в «12 стульях». Уже потом Трубникову пригласили в фильм «31 июня». Этот фильм должен был стать одной из самых крупных работ режиссера Леонида Квинихидзе. Художественный совет Мосфильма» долгое время удерживал картину из цензурных соображений. Премьера состоялась 31 декабря 1978 года, но на целых семь лет фильм лег подальше на полку. Вместе с этим застопорилась и карьера самой Наталии Трубниковой.
Несостоявшийся взлет
А причиной всему стали ... Рудольф Нуреев и Александр Годунов. Оба танцора скандально сбежали заграницу. О Нурееве в официальном докладе ЦК КПСС писали, что он «потерявший честь и совесть отщепенец», у которого есть «подозрительные связи с людьми сомнительного поведения и нарушения дисциплины». «Безобразное поведение» Рудольфа как в Ленинградском театре оперы и балета, так и в Париже надолго закрыло ему дорогу в СССР — в глазах властей он остался злостным изменником. У Годунова была примерно такая же ситуация. Он сбежал из Большого театра в США, оставив свою жену, которая не хотела эмигрировать из СССР. Правда в Штатах Годунов не сумел реализоваться.
После всех этих событий Трубникову часто вызывали на пробы, но никуда не утверждали: так случилось с фильмами «Чародеи», «Эскадрон гусар летучих», «Гараж». Позднее «Мосфильм» признался, что это было из-за негласного правила: не брать на съемки балерин, которые, заработав большие деньги с кино, обязательно сбегут заграницу.
Несостоявшаяся актриса продолжила заниматься балетом, вышла замуж за коллегу Анатолия Кулакова. Детей у них не было, о чем Наталия говорила: «Сейчас у балерин по нескольку детей, а тогда очень редко кто из моих коллег отваживался завести малыша. Разве что после сорока. У меня не вышло».
Даже после окончания танцевальной карьеры Наталия продолжала выходить на сцену МАМТ, работала в московском ТЮЗе, помогая актерам ставить движения, продолжала ходить на пробы — но ничего серьезного не получала, с чем уже давно смирилась и даже посмеивается над этим.