Полотна не тонут: как дочь Марка Шагала контрабандой вывезла его картины из оккупированной нацистами Европы
Побег
В 1941 году Марк Шагал был вынужден бежать в США, после того как Европу оккупировали нацисты. Художнику улыбнулась большая удача — он смог сделать это легально, хоть и не без обмана: директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр пригласил его якобы для организации персональной выставки. Таким образом Шагал смог получить визу.
При поддержке еврейско-американских организаций и коллекционеров, которые оплатили проезд, художник вместе со своей женой Беллой спешно покинул Францию. Но единственная дочь пары — 25-летняя Ида — и ее муж Мишель не смогли присоединиться к Марку и Белле — они не получили визу по приглашению Барра и были вынуждены остаться в Европе.
Когда выяснилось, что дочь с мужем не смогут уехать, супруги не стали менять свои планы. «Они определенно беспокоились о благополучии Иды, но понимали, что Шагалу из-за его известности грозит реальная опасность повторного ареста и отправки в лагеря», — говорила Галя Димент, профессор русской литературы, которая исследовала отношения Шагала с его дочерью. Дело в том, что фашисты причисляли Марка к «дегенеративным» художникам, а его полотна считались опасными для арийской расы.
В 1939 году семья Шагалов уехала из Парижа и по мере приближения немецких войск к границе Франции перебиралась все южнее.
Картины
Прежде чем спешно покинуть Европу, Шагал пытался переправить в Соединенные Штаты сундуки со своими полотнами. Он полагал, что их доставят на корабле из Испании вскоре после его приезда, но все пошло не по плану. Приехав в Америку, Шагал узнал, что испанская таможня конфисковала его картины. Испытав стресс, Марк отправил дочери письмо и попросил ее о помощи.
Решив немедленно спасти работы своего отца, Ида поехала в Испанию. Через несколько дней за ней последовал ее супруг, но его арестовали на границе. Теперь у дочери живописца появилась еще одна проблема: ей предстояло вызволить мужа из тюрьмы. И Иде это удалось.
Но на этом трудности не закончились: нужно было сильно постараться, чтобы найти корабль. Мишелю потребовалась удача и крупная сумма денег, чтобы достать два билета по 600 долларов каждый (сегодня это 11 000 долларов за билет), и он вместе с Идой оказался на борту судна.
Контрабандисты
Контрабанда картин из Европы в начале Второй мировой была крайне непростой задачей даже для очень обеспеченных людей. Пегги Гуггенхайм лихорадочно скупала картины у ведущих современных художников в Париже перед оккупацией. В 1941 году ей удалось вывезти их из Европы, засунув свернутые холсты в постельное белье и одеяла. Дочь Шагала и ее супруга ожидало настоящее испытание.
Корабль, предназначенный для грузоперевозок, был спешно переоборудован, чтобы вместить 1180 пассажиров и скот (на корабле не было холодильников, поэтому в 40-дневную поездку пришлось брать живых животных). Условия были ужасными. И не все их выдержали — некоторые беженцы погибли и были выброшены за борт.
Отцу Ида отправляла письма, в которых рассказывала, как сильно они болели и голодали. Марк приходил от них в ужас. «Мы не спим по ночам. Мы не можем есть, думая о том, что дети в тяжелых условиях живут как животные», — говорил Шагал.
Ида и Мишель на самом деле жили среди животных. Пара обосновалась на палубе, где находилось импровизированное стойло. Сообразив, что в трюме картины могут испортиться из-за влаги, чета перебралась наверх. Интуиция их не подвела: весь багаж, находившийся в трюме, был испорчен и выброшен.
В 1946 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась персональная выставка Марка Шагала. Тысячи людей увидели его знаменитые картины, которые могли бы навсегда исчезнуть, если бы не храбрость, находчивость и предприимчивость дочери знаменитого художника.