Превращаем хобби в источник дохода: инструкция для тех, кто делает первые шаги
Раскрутка
Нет ничего эффективнее сарафанного радио. Если вы действительно делаете что-то стоящее, вас будут рекомендовать. А когда посторонние, пока что незнакомые люди увидят ваши работы и они им понравятся – тогда ждите вала звонков!
Но с кого начать? Я делаю фотосессии на телефон — чтобы найти первых клиентов, я начала снимать людей даром. Первые три бесплатные фотосессии «привели» мне десять клиентов, уже за деньги. Правда, тогда оплата была невысокой — ниже, чем по рынку. Когда количество желающих выросло, я подняла стоимость работы, но сделала это по-хитрому. Я предложила до конца месяца записаться на съемку по старой цене, а уже с первого числа — только за новую. Таким образом клиенты, которые колебались, все-таки решились на фотосессию, позволив мне тем самым обрести еще больше полезных связей (ну и просто, чего таить, хороших друзей!), а главное — пополнить свое портфолио, показать, на что я способна.
Общение
По ходу работы я начала сталкиваться с довольно неприятными ситуациями. Например, клиенты могли в последний момент передумать или просили перенести фотосессии уже тогда, когда мой график был плотно забит. Это очень неудобно: так совершенно невозможно распланировать свой рабочий график и оставить время на отдых. Посоветовавшись с подругой, преподавательницей в собственной школе стилистов Мариной Семаевой, я узнала, что лучший способ это предотвратить — стопроцентная предоплата. Как только я ее ввела, проблема улетучилась: люди, уже внесшие деньги за услугу, не горят желанием ничего сдвигать, предпочитают как можно скорей получить свой «товар».
Вторая сложность, с которой я столкнулась — опоздания. Очень тяжело настроиться на позитивную, творческую волну, когда клиент является тогда, когда ему вздумается, даже не утруждаясь предупредить об этом. И снова на помощь приходит опытная Семаева: «Введи систему штрафов». Так я решила, что каждые 10 минут будут стоить по 1000 рублей. Если, конечно, человек не позвонит и не предупредит заранее. Эффект не заставил себя ждать: на следующий день после публикации поста о штрафах мне позвонили, и сказали, что задержаться.
Цены
Когда я размышляла о стоимости своих услуг, первое, что пришло в голову — посмотреть, сколько берут другие фотографы. Но оказалось, что это не совсем верно: я же снимаю на телефон, не в студии... Словом, я оказываю довольно редкую услугу, поэтому было сложно сделать выборку цен по рынку. Многие фрилансеры, которые занимаются чем-то нестандартным, наверняка имеют схожую проблему: трудно понять, какая именно цифра удовлетворит вас и не отпугнет клиента.
Поэтому я решила ориентироваться на... одежду. Средняя стоимость платья из масс-маркета — около трех тысяч рублей, отсюда я и плясала, назначив первоначальную стоимость фотосессии. Логика довольно проста: клиент сможет прикинуть в голове, — на что лучше потратиться? На очередное платье, или на фотосессию?.. И действительно, цена оказалась вполне вменяемой: про «слишком» дорого мне никто не говорил.
Затем случилось так, что запись сильно превысила мои возможности. Это заставило меня задуматься о подъеме цен. После этого у меня на какое-то время пропали записи. Я забеспокоилась, что отпугнула своих клиентов. Но в течении двух недель все вернулось на круги своя. И снова я заметила рост — а это значит, что в будущем, возможно, я опять подниму цены на свои услуги.
Вообще, когда вы меняете свою ценовую политику, меняете и сдвигаете ее в ту или иную сторону, у записи появляется волнообразный характер. Кто-то понимает, что подобная услуга для него слишком дорога, а кто-то напротив, начинает относиться более лояльно (раз у нее недешево, значит, она правда делает хорошо!). В любом случае, я считаю, что стоимость должна удовлетворять прежде всего вас саму. Очень сложно сосредоточиться на творческом процессе, если вас не отпускает ощущение, что вы работаете за копейки. Вам самой должно быть комфортно – ведь ради этого чувства свободы и полета вы когда-то покинули офис и решили уйти на вольные хлеба, разве нет?..
Разные предложения
Еще одна задача, с которой я столкнулась, — ко мне стали обращаться люди, которые просили сделать не совсем то, к чему я привыкла. Например, снимать младенцев для семейного альбома. Тут уже встал вопрос моего интереса: мне все-таки ближе съемка в стиле стритстайл и fashion. Неуверенная часть меня шептала: «Даш, будь лояльной, ты занимаешься сферой обслуживания и должна удовлетворить пожелания клиентов». Но другая моя часть напомнила, что я пришла в эту область получать удовольствие и творческую реализацию. Победил здравый смысл: если я буду вечно идти на компромиссы, то очень быстро превращу работу мечты в обузу.
Поэтому я решила для себя, что буду снимать только то, что мне интересно самой, не стану перегружать себя работой, и не буду охотиться за новыми заказами. Эта стратегия оказалась самой правильной: когда работаешь в удовольствие, все делается с душой.
Вывод прост: мой главный рецепт успеха – это делать то, что тебе действительно нравиться. Относиться к работе с душой, не пытаться предугадать желания клиентов и не гоняться за ними – им, клиентам, куда важнее получить от тебя массу позитивных эмоций. И, разумеется, роскошный результат. А это возможно только в том случае, если ты занимаешься тем, что готова делать даже бесплатно.
Фото: @dasha_life_photo для @zizuladress