Проклятие «Жизели» и надзор КГБ: 5 артистов балета, чья судьба сложилась драматично
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ
Карьера Вацлава началась благодаря счастливой случайности: приемная комиссия не сочла его способным, и только просьба одного из педагогов выполнить прыжок раскрыла талант юноши, которого позже нарекут человеком-птицей. Сразу после выпуска Вацлав блистал на сцене Мариинского, и все бы было хорошо, если бы не участие в постановке «Жизель», ставшее судьбоносным. Трактовку партии Вацлава считали слишком откровенной, о чем не раз говорили артисту, однако тот продолжал работать так, как считал нужным. В день спектакля разразился скандал: обтягивающее трико, в котором Вацлав вышел на сцену, императрица сочла неприличным. Театральная дирекция, испугавшись монаршего гнева, тут же уволила артиста.
В России его больше не видели, зато в Париже, Вене, Лондоне и Нью-Йорке Вацлава, присоединившегося к труппе Дягилева, ждал оглушительный успех: он обладал невероятным прыжком и баллоном – удивительной способностью зависать в воздухе. Позже отношения с Дягилевым испортятся, и бывший меценат сделает все возможное, чтобы танцовщик не смог найти работу в течение нескольких лет. Череда душевных потрясений скажется на здоровье артиста: в 1919 году ему поставят диагноз «шизофрения», а впереди будут еще долгие 30 лет, которые Вацлав — вплоть до своей кончины — проведет в клиниках для душевнобольных. Как установят ученые позже, Вацлав обладал специфическими чертами лица, которые фактически выдавали его неуравновешенный характер и предрекали душевные заболевания.
ОЛЬГА СПЕСИВЦЕВА
Почти сразу после выпуска из театрального училища молодой артистке удалось выехать на гастроли в США и поработать в дягилевской труппе. Сотрудничество с Нижинским принесло Спесивцевой славу. По возвращении на родину она уже танцует ведущие партии в «Щелкунчике», «Шопениане», «Пахите». Участие в «Жизели» становится роковым: роль сумасшедшей накладывает сильный отпечаток на психику. «Мне нельзя танцевать Жизель, я слишком вживаюсь в роль», – признавалась в те дни сама Ольга, в то время как критики восхищались спектаклем: трясущиеся руки, нечеткие движения, опустошенный взгляд – играть настолько правдоподобно не будучи сумасшедшей невозможно, считали они.
Серьезные физические нагрузки и душевные потрясения сказались на здоровье девушки. Через несколько лет она заявит о том, хочет лечиться в Италии, но уедет во Францию. Там директор Парижской оперы предложит балерине контракт, и Ольга станет первой русской звездой в «Гранд-Опере». Гастроли, контракты, блистательные роли, но вместе с тем и постоянные переезды, надвигающаяся война, отсутствие возможности вернуться в Россию подорвут душевное здоровье балерины и доведут ее в 1943 году до психиатрической больницы. Ольга проживет еще полвека, но на сцену уже так и не вернется.
РУДОЛЬФ НУРЕЕВ
В 23 года Рудольф уже стал солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Слава о нем прокатилась по всему СССР, а летом 1961 года КГБ все-таки выпустит своенравного танцовщика в Париж, где его ожидает не меньший успех. После спектаклей во Франции труппа Кировского театра летит в Лондон, однако без Нуреева – его срочно вызывают в Москву. КГБ становится известно и о его ночных отлучках из гостиницы, и о гомосексуальных связях в Париже. Танцовщик все понимает: прямо в аэропорту он кидается к местным полицейским и просит политического убежища.
В СССР предатель родины, как нарекли его советские власти, сможет вернуться лишь дважды: в 1987 году он попрощается с умирающей матерью, а спустя два года прилетит на гастроли в родной театр. Однако публика увидит умирающую звезду: за 6 лет до этого у Нуреева был обнаружен ВИЧ. Спустя еще несколько лет одного из самых ярких танцовщиков мира не станет.
ЮРИЙ СОЛОВЬЕВ
Едва окончив хореографическое училище, Юрий Соловьев произвел настоящий фурор, дебютировав в «Лебедином озере» и «Спящей красавице». Танцовщик буквально парил над сценой, совершая прыжки, нарушавшие все мыслимые законы физики, за что в свое время получил прозвище Космический Юрий. Артист обладал феноменальными данными и в мастерстве превосходил даже Рудольфа Нуреева.
Казалось, жизни Соловьева можно было только позавидовать: успех на родине, заграничные турне, международная премия, звание народного артиста СССР. Все это было как в сказке. Пока зимой 1977 года Соловьев не уехал на дачу, где застрелился из охотничьего ружья. Это стало шоком для многих. Настоящие причины случившегося до сих пор не выяснены. По одной из версий, он не смог простить себе предательство: когда в Париже Рудольф Нуреев, живший с ним в одном номере, стал оказывать ему знаки внимания, он донес на него в КГБ. По другой версии, Соловьев чувствовал, что в 36 лет он едва ли может танцевать как прежде, смириться с возрастом артист не смог.
АЛЛА ОСИПЕНКО
Учеба в хореографическом училище выпала на военные годы: танцевали в бараках, зачастую не снимая пальто и варежек. «Голод и холод», – так вспоминает Алла о тех временах. После выпуска из училища танцовщица устроилась в Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Однако карьера складывалась нелегко: в начале тяжелейшая травма ног, а после – вечные придирки критиков, сомневавшихся в ее таланте.
Всеобщую любовь и славу ей подарила роль Хозяйки Медной горы в балете В. Григоровича «Каменный цветок». Однако такой успех привлек внимание КГБ, а после бегства ее партнера, Рудольфа Нуреева, контроль усилился. В течение многих лет балерину снимали со всех западных гастролей. За дружбу с Нуреевым Алла расплачивалась карьерой.
Тяжелая атмосфера, скандалы, напряженные отношения с руководством и творческая неудовлетворенность привели к тому, что балерина покинула театр. После этого Алла сотрудничала и с труппой Л. В. Якобсона, и с труппой Б. Я. Эйфмана, затем снималась в кино у Сокурова и Авербаха. Сейчас балерина живет в Санкт-Петербурге и является президентом Международного благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора».
Некоторое время назад состоялась премьера Владимира Шклярова в спектакле «Легенды о любви», приуроченного к юбилею балерины. После него Алла Евгеньевна прошла за кулисы: «Танцевал ты сегодня лучше, чем Нуреев». Это была высшая похвала от великой балерины.